Меню

«Знамя», общественно-политическая газета Пермского края

01.11.2018 15:06 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Как молоды мы были…

Осталось совсем немного времени до юбилея самой мощной за всю историю нашей страны молодёжной организации. Своими воспоминаниями о комсомольской жизни с нами делится сегодня житель села Кыласово Валерий Васильевич ПИТКИН.

ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ

В молодости я много ходил в походы, в основном это были походы «выходного дня», но были и большие. Помню один особенный – зарегистрированный, профинансированный, технически обеспеченный (автомашиной ГАЗ-63), согласованный с местными властями. Идеологическое сопровождение обеспечивал оператор телевидения, участникам выданы специально отпечатанные для этого случая дневники.

Организовал и финансировал этот поход обком комсомола, а поручено было его выполнить комитету комсомола завода им. Я.М. Свердлова. Задачей ставилось пройти по пути 30-й дивизии Блюхера, собрать воспоминания очевидцев и участников тех событий: документы, письма, личные вещи, оружие того времени, а также установить мемориальные доски и обелиски.

Как формировался отряд, я не знаю, но знакомых в нём оказалось немного. Командир отряда Валера из механического конструкторского бюро, лет на десять старше нас. Опытный турист, не одни ботинки изорвавший на туристических тропах. Его заместитель – комиссар Миша Попов, второй секретарь нашего комитета комсомола (я был членом комитета). Шурик Иванов – оператор ТВ, он ходил с нами в походы, новый 1966 год встречал с нами на Басегах. Второй Шурик Иванов – ориентировщик, то есть увлекался спортивным ориентированием, как и я. Консультант Мурза-Морозов, участник Гражданской войны, связной самого Ф.Э. Дзержинского. С остальными предстояло познакомиться в пути.

13 июля 1966 года мы прибыли в Кунгур на электричке, а дальше двинулись пешком.

НОВЫЕ БОТИНКИ

Шли налегке, в рюкзаках только личные вещи. Путь до пионерского лагеря, где нам предстояло базироваться, вымотал нас изрядно. Многие стёрли ноги, так как в походах не бывали. Вопреки туристским законам, для похода они купили новые ботинки, а в них даже по двору не прошли, за что и поплатились.

Мы разместились недалеко от пионерского лагеря. На торжественной линейке в лагере Мурза-Морозов рассказал пионерам о цели нашего похода и о послереволюционных событиях на Урале. После линейки мы дали концерт. Оказывается, в состав отряда были включены участники художественной самодеятельности Дворца культуры им. Я.М. Свердлова. Концерт был не развлекательным, а информационно-пропагандистским. Затем выступили пионеры. В завершении этого дня сыграли в баскетбол с вожатыми и физруками лагеря. Мы проиграли. Так закончился первый наш день пути.

В дальнейшем всё проходило по одной схеме. Сначала выступает наш консультант, его сменяет местный комсомольский работник, который просит оказывать нам содействие, концерт и т.д.

Двигаясь по маршруту, мы первым делом заходили в местные комитеты комсомола. Там нам объясняли, в каких деревнях живут участники и очевидцы тех событий, то есть мы работали не вслепую. Из своего лагеря расходились по два-три человека, пока не опросим всех указанных нам людей. Порой приходилось уходить за восемь километров от лагеря. Находкам, которые приносили в лагерь, присваивался порядковый номер, к ним нужно было ещё написать сопроводительную записку. Также участники похода обязаны были ежедневно заполнять свой дневник. А когда? Вечером у костра на коленке, между приготовлением пищи и ужином – адская работа для восемнадцатилетнего парня.

«СЕЛЁДКА» ВМЕСТО САБЛИ

Несмотря на то что с Гражданской войны к тому времени прошло уже полвека, оружия мы привезли в город три ящика – холодного и огнестрельного.

Опишу два случая, как мы получили оружие. В Берёзовке в комитете комсомола нам рассказали: жители жалуются, что вечерами пацаны стреляют за селом, комсомольско-оперативный отряд их не может выловить. Мы согласились помочь. Вечером нас рассредоточили вдоль лога, где местные ребята обычно развлекались стрельбой. Ждать долго не пришлось. Только раздался выстрел, мы со всех сторон ринулись туда. Ребята разбежаться не успели и даже оружие не выбросили. Оказалось, они стреляли из нагана, который был в отличном состоянии. При нём была ещё и куча патронов. Оправдание было банальным – нашли на чердаке.

Второй случай. Один мужчина рассказал нам, что когда был маленьким, нашёл у бабушки саблю. Ему тогда здорово влетело, и больше он её не видел. Бабушка объясняла, что отдала её, но он ей не верил. Мы втроём пришли в ту деревню, расспросили бабулю о том времени, всё записали. Спросили про саблю. Старушка ответила, что был указ сдать оружие, она её и сдала.

У её дома была привезена машина дров. Мы на два топора давай их колоть. А свободный человек всё её расспрашивает. В тот день мы саблю так и не получили, но и дрова не докололи – сказали, что завтра придём. На следующий день, чтобы помочь бабушке всё вспомнить, мы принесли с собой саблю, подаренную нам днём ранее в соседней деревне. Показываем старушке, а она отвечает, что сабля была у её брата, и совсем не такая.

Закончили колоть дрова. Она пригласила в дом, усадила за стол кормить и вдруг говорит: «Может, меня, старую, не посадят». Полезла в голбец и достала оттуда завёрнутую в мешковину саблю. Велико было наше разочарование, когда вместо прославленного в боях оружия мы увидели «селёдку», с какими ходили в царской России городовые. Оказалось, брат её служил городовым. Сам он сгинул в ту войну.

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ

По пути следования наш отряд устанавливал мемориальные доски, ставил обелиски. В деревне Туески установили мемориальную доску на доме, где в 1918 году находился штаб Соколовского. В Сосновке – на доме, где был штаб Рокоссовского. На станции Кормовище установили две мемориальные доски: одна – «Здесь стоял санитарный поезд, в котором служила Екатерина Нальзина, первая женщина, получившая орден Красного Знамени»; вторая – «Здесь проходил митинг, на котором выступал Бела Кун». В деревне Марково – мемориальную доску, а за деревней – обелиск. В Кыне – обелиск на месте боёв Особой бригады.

Житель станции Кын Тарас Арсеньевич, проживавший по ул. Строителей, 45, рассказал нам о себе и той трагедии, которая произошла у них. Он служил в боевой дружине Кына. Кроме них защищали село две роты лысьвенцев. Под натиском 8-го Оренбургского полка они отступили. А в Палёном логу Тарас Арсеньевич попал в плен. По его словам, их, попавших в окружение 840 человек, приговорили к казни через повешение. Ему чудом удалось спастись…

Свой поход мы закончили в Лысьве.