Меню
12+

«Знамя», общественно-политическая газета Пермского края

08.04.2021 12:48 Четверг
Категории (2):
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 02.04.2021 г.

Год особого режима

Автор: Наталия СОРОКИНА

Год назад глава Пермского края Дмитрий Махонин принял решение о введении с 1 апреля в регионе режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. За этот год случилось столько всего, что уже понемногу начинаешь забывать, как всё начиналось.

Для нас, обычных граждан, этот год запомнится отнюдь не цифрами. За год пандемии люди научились регулярно мыть руки, отличать медицинские маски от респираторов. Узнали много нового о вирусах, о себе, своём здоровье, социуме. В течение года мы скупали по взлетевшим до небес ценам лимоны, имбирь и маски. Многие попробовали «удалёнку». Кому-то пришлось спешно осваивать новые профессии и технологии. Кто-то из нас «истоптал» виртуальными экскурсиями залы лучших музеев мира, на что в реальности ушло бы полжизни.

Когда настала тишина

Апрель прошлого года начался с жёстких ограничений. Выйти из дома было разрешено только за продуктами, выгулять домашних животных и при необходимости попасть в больницу.

Жителям Прикамья дали сутки, чтобы обеспечить себя необходимыми продуктами и средствами гигиены. Ограничение коснулось всех граждан, за исключением работников организаций жизнеобеспечения. Остановились межрегиональные и сократились на 80 процентов межмуниципальные автобусные перевозки. На улицах появились полицейские патрули в медицинских масках и резиновых перчатках.

Для абсолютного большинства граждан данная ситуация стала сродни введению военного положения. Люди оказались в растерянности. Жизнь замерла. Об этом свидетельствовал репортаж нашей газеты с пустых улиц окружного центра, когда было закрыто всё, кроме продовольственных магазинов, аптек, больницы, полиции, пожарной службы, службы социальной защиты и редакции газеты. В администрации округа на своих служебных местах остались только руководящие работники.

Многие болезненно отнеслись к ограничениям, введённым на фоне борьбы с коронавирусом, другие ликовали и радовались возможности подольше поспать и работать удалённо. Тогда газета писала: «Чем дружнее перетерпим вирусный кризис, тем раньше наша улица вновь оживёт».

Но долго взаперти наш человек не просидел. Уже через две недели появились первые ласточки возвращения жизни в прежнее русло. Организации и учреждения начали вести приём посетителей по предварительной записи. Стали открываться магазины. Одни в качестве аргумента использовали торговлю средствами личной гигиены, другие не впускали в помещения покупателей, товар выносился на улицу. Но самое главное – люди, разными способами выражая недовольство, всё-таки надели маски и перчатки. В другом формате, но улица ожила, правда среди прохожих не было тех, кто создаёт активное движение – детей. Дети ушли «в онлайн».

А мы стали следить за мелькавшими на статистических счётчиках цифрами о количестве заболевших, находящихся в больницах, выздоровевших и умерших. Никто и не предполагал, что данная ситуация затянется так надолго.

Всё в онлайн

Несколько человек рассказали мне, что были поражены, обнаружив, как много можно сделать с помощью современных цифровых технологий. Например, обеспечить процесс документооборота и нотариально заверять документы без личного присутствия у нотариуса. Можно подписывать документы в электронной форме. Говорят, что всего за пару недель здесь всё продвинулось на 50 лет вперёд.

Но такие технологии коснулись вполне ограниченного количества работников и граждан. А вот дистанционное обучение стало «лайфхаком» прошлого учебного года. Обучение в Сети явилось нелёгким испытанием, прежде всего для учителей, преподавателей и родителей.

Меры борьбы с коронавирусом нанесли мощный удар по индустрии культуры. Участники и организаторы мероприятий тоже вынуждены были перейти в Интернет. Поначалу казалось, будто представителей творческих профессий постигла кара небесная, но вскоре стало очевидно, что индустрия досуга тоже вполне может процветать и в онлайн-режиме.

Нас перестали удивлять мастер-классы в Instagram, спектакли в Zoom или выставки и конкурсы в ВКонтакте. Вспомните, даже «Лыжню России» мы умудрились провести онлайн!

Языком цифр

По данным портала краевого правительства permkrai.ru, по состоянию на 31 марта 2021 года на территории Пермского края за весь период пандемии выявлен 51131 случай заболевания COVID-19, выздоровели 45385 человек, находились на лечении в этот день 734 человека. За всё время объявленной пандемии от последствий болезни в крае скончались 1949 человек. Протестировано 1659106 человек. Первый компонент вакцины «Спутник V» получили 80307 человек, завершили вакцинацию (получили второй компонент прививки) 57163 человека.

В Ильинском городском округе свежие статистические данные по заболеванию получить не удалось. В поликлинике Ильинской ЦРБ нам ответили, что цифры по заболеваемости и смертности от коронавирусной инфекции предназначены только для служебного пользования. Тем временем, по данным администрации городского округа, озвученным в ходе одного из совещаний, на середину января 2021 года за весь период пандемии на территории муниципального образования было выявлено 260 случаев заболевания COVID-19, умерли от его последствий 12 человек.

Так было или не было?

Что же думают наши простые жители о пережитом годе в так называемом режиме самоизоляции?

– Живу в деревне, – говорит Маргарита (фамилии респондентов мы решили не раскрывать). – Пандемию не заметила. Как вставала в пять утра коров доить, так и встаю. Вокруг просторно, ни о какой самоизоляции и речи не было. Дел дома всегда полно. Маску надевала только когда в Ильинский ездила: в магазинах да аптеке. А городских жалею. Им прошлой весной и летом пришлось не сладко.

Это подтверждает Людмила, которая живёт в Перми:

– Очень устали от длительного домоседства, которое оказалось тяжёлым испытанием для многих горожан. Не хватало впечатлений, порой накатывало одиночество, чувство оторванности от мира, – говорит она.

– Нашу семью коронавирус стороной не обошёл. Две недели не выходя за порог дома, с опечатанными машиной и гаражом, и почти ежедневным присутствием в твоей жизни полицейских и докторов – это нонсенс. Впечатления от тотального контроля не очень приятные, равно как и от самой болезни. Хотя тяжелее всех переболел только муж, мы все считались контактными лицами, тем не менее, «под арестом» оказалась вся семья, – рассказывает Татьяна.

В подобной ситуации оказалась не одна семья в нашем округе, но оказалось пережито и это.

Несколько неожиданно прозвучало высказывание уборщицы Светланы, которая посетовала на обязательность обработки поверхностей дезинфицирующими средствами.

– Много лет работаю уборщицей. Раньше пыль вытер и всё. А теперь надо знать и дозировку, и сроки использования.

Мелочь, а ведь и правда – новшество нашей жизни.

– Ненависти стало больше, – отзывается молодой человек по имени Алексей, – особенно, когда в нескольких магазинах отказали в продаже продуктов без маски. Гнев к продавцу переполнял! Но всё равно маску не носил и не ношу, только иногда шарфиком на кассе прикрываюсь, когда очень кушать хочется (смеётся). Не верю я во все эти самоизоляции!

Кстати, тех, кто сомневается в правильности принятых мер по борьбе с коронавирусом немало, выполнение ограничительных мер для них даётся с трудом. Поэтому надо отметить, что протестное поведение в течение этого года тоже имело место быть. Особенно часто с сопротивлением против введённых мер приходилось сталкиваться в общественном транспорте, когда конфликты между пассажиром и кондуктором, требующим обязательного наличия маски, могли перерасти в потасовку.

Другие наоборот – к ситуации отнеслись с пониманием и с удовольствием окунулись в мир социальных сетей.

– Про ужасы с удалёнкой в обучении детей только ленивый не высказался, – говорит Ольга, – а я много времени провела в Сети, где прочла немало интересного, полезного, весёлого и увлекательного.

Есть и такие, как Анатолий, которые считают, что ничего особо не изменилось.

– Хотя да, много знакомых переболело. Кто-то безвозвратно, – добавляет мужчина.

Жизнь возвращается

Да, мы привыкли к встряскам разного рода, и всегда справлялись с ними, причём не без некоторой доли иронии. Вот и сейчас, в честь годовщины пандемии в Сети появилась 10-часовая версия легендарного трека про COVID-19. Под неё можно вспомнить самые важные события прошлого года: закрытие границ, введение масочно-перчаточного режима и самоизоляции, ограничений в передвижении, работе кафе, ресторанов, театров, торговых центров и, наконец, создание российской вакцины.

Тем временем, по прогнозу Всемирной организации здравоохранения, пандемия коронавируса закончится к началу 2022 года. Так что маски по-прежнему будут актуальны, хотя к ним многие наши граждане уже изменили своё отношение. Теперь это скорее не средство защиты, а повседневный аксессуар, который мы надеваем в магазинах, аптеках, больнице и общественном транспорте. Делается это автоматически, сродни тому, как помыть руки перед приёмом пищи. И ещё: иссякли разговоры про инфекцию, но совсем забыть про заразу и расслабиться не позволяет телевизор с массированными призывами к вакцинации. А так – жизнь возвращается.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

11