Меню
12+

«Знамя», общественно-политическая газета Пермского края

27.03.2019 19:20 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Из истории ильинского театра

Автор: Светлана КОЖОКАРЬ

В 2019 году Ильинский краеведческий музей при поддержке Министерства культуры Пермского края представит проект «У истоков театра в Прикамье». Проект посвящён Году театра в России, а также предстоящему в 2021 году 100-летию музея.

Театральное наследие уже давно является неотъемлемой частью жизни современного общества. Пермские театры, Строгановы являются одними из визитных карточек Прикамья. Традиции театрального прошлого связаны с территориями Строгановской вотчины.

В истории Урала говорится о возникновении в 40-х годах XIX века театра в Ильинском, инициатором которого была местная крепостная интеллигенция. Однако есть мнение, что театр в Ильинском существовал с начала XIX века и был весьма своеобразный.

Первый, кто оставил печатное свидетельство, был П.И. Мельников (А. Печёрский), известный русский писатель, в «Дорожных записках на пути из Тамбовской губернии в Сибирь», напечатанных в 1840-1842 гг. Вот что он писал: «…От лекаря мы отправились – как думаете, куда? В театр!!! Да, в театр: в особое здание, исправлявшее прежде должность приходского училища, со сценою, с оркестром, с партером и с креслами. Шутите Ильинским! В самой Перми до сих пор не видывали комедий, а в Ильинском есть театр. И на нём играют не странствующие сыны Мельпомены. Нет, актёры имеют в Ильинском постоянные жительства и служат «писчиками» в вотчинном направлении. Мы вошли в театр, освещённый двадцатью сальными свечами и двумя плошками, от которых дым и смрад носился тучею по зале. Народу было множество, потому что пускали в театр даром. Мы разложили носовые платки в креслах и сели. Спектакль начался. Играли «Семейство Старичковых»... Женские роли выполняли мужчины с усами, с небритой бородой, в чепцах, в сарафанах и драдедамовых платках. Чудесно! Приезжие из Перми таяли от удовольствия; жители Ильинского восхищались и не жалели рук для аплодисментов. Назади кричали и дрались мужики, подгулявшие на ярмарке. Спектакль удивительный. Хоть бы и в Перми такой».

Мельниковское описание случайного дорожного впечатления дополняется другими свидетельствами. Например, рассказ «Катерина Алексеевна», принадлежащий перу уральской писательницы XIX в. А.А. Кирпищиковой (1838-1927 гг.), дочери бывшего крепостного служителя, затем управляющего Строгановским заводом. В рассказе поведана история трагической любви актёра крепостного театра Василия Боброва к управительской дочери Катерине Алексеевне.

Хотя писательница не ставила основной целью описание крепостного театра, он занял на страницах рассказа немалое место: «Представляли в нём приказные из вотчинного управления,– и очень хорошо, занятно представляли. Были даже совсем особенные актёры, за то только им жалование платили, то что они в театре играли да кулисы расписывали. Актёрок же настоящих спервоначалу не было, а ежели девицу или даму надо было изображать, то помоложе который служащий и изображал…«и парики у нас водились и костюмы всякие».

«…Каждую неделю по два раза в театре играли, в воскресенье и в четверг, и народу всегда в театре много бывало, даже из соседних сёл и заводов съезжались смотреть».

Из рассказа можно узнать также о времени «театрального сезона» («…великим постом театр прекратили, на пасхе ещё поиграли немного, а потом роздых дали актёрам на всё лето…»; о существовании при театре постоянного оркестра; о репетициях («…как играют что игранное, так к нам и не собираются, а как новое что вздумают, то непременно у нас вечером репетиция бывала, а то и две…»); о репертуаре («…Алексей Игнатьевич (то есть управитель) очень любил всё серьёзное, то, что драмой называется, а водевили эти так он и не смотрел…»; о существовании театральных афиш и многом ещё другом.

Рассказ Кирпищиковой подтверждает мнение о том, что театр в Ильинском был издавна (с начала 20-х годов, а может быть, и раньше), что он был постоянно действующим, имел все необходимые условия для работы и был очень популярен среди окрестного населения.

Театр в Ильинском существовал и после отмены крепостного театра. Краевед и старожил А.А. Вологдин, будучи ещё учеником ильинского приходского училища, в начале 70-х годов также бывал в театре и вспоминал: «Здание было деревянное, длиною до 12 саж., при ширине 6 саж.; в нём была обширная сцена, за нею уборная артистов и гардеробная. В середины залы покатый пол со скамейками, а позади устроены ложи для «чистой» публики. Перед сценой помещались музыканты: две скрипки и виолончель. Вход в театр был один, со стороны квартиры бывшего учителя и смотрителя «столового дома» (пансиона при местном приходском училище) Субботина. В гардеробной театра было много костюмов, которые впоследствии (в 1874 г.) были расхищены при пожаре театра. Как и во времена Мельникова, мужчины исполняли и женские роли, хотя с усами и небритыми бородами актёров на эти роли не видел, играли мужчины с более или менее женоподобной наружностью. Особенно в моде в то время были водевили с пением. Музыку для водевилей поставлял местный музыкант и вместе художник Юшков, талантливый человек, но страдавший пристрастием к крепким напиткам. На сцене шли не одни «Филатки и Мирошки», но ставились и пьесы Островского, и «Женитьба», и «Ревизор»… Спектакли ставились часто и играли почти каждое воскресенье».

Только с пожаром театра в 1874 году, уничтожившим все оставшиеся от крепостных ещё времён костюмы, декорации и бутафорию, а также само здание, постоянный театр в Ильинском прекратился, хотя случайные спектакли бывали и после.

В строгановских вотчинных архивах отсутствуют какие-либо сведения о расходах на театр. Значит, театр хотя и был создан, но штатной труппы при нём не существовало, если не считать, может быть, двух-трёх человек, числившихся на вакантных должностях под видом служащих. О том же свидетельствует А.А. Вологдин: «Театр был любительским, не получал никаких субсидий и устраивался средствами служащих в Ильинском управлении Строгановых».

Часть труппы, возможно, составляли певчие из специального певческого хора, существовавшего в Ильинском ещё задолго до 1820 г. на основании утверждённого хозяевами «Положения о певческом хоре». Певчие получали узаконенное годовое жалованье: басы по 4 рубля, теноры и альты по 3 рубля 50 копеек, а «мальчики» (дисканты) – платье и обувь.

Особенностью, ставящей ильинский театр в ряду российских крепостных театров на совершенно обособленное место, является то, что основное ядро труппы состояло из штатных служащих вотчинного правления.

Основным зрителем ильинского театра был зритель демократический. «Зрители, – сообщают Пермские губернские Ведомости» – /февраль 1896 года № 32/ – почти исключительно из простонародья, места буквально расхватывались публикой, всего было более 200 человек». Интерес к спектаклям был настолько велик, что на них приезжала интеллигенция из окрестных сёл. Любимые актёры вызывались на сцену, им дарились подарки. Вяткин Павел Иванович, игру которого особенно ценили зрители, получил однажды столовое серебро, а Александра Яковлевна Туранская – браслет /этот браслет в дар Ильинскому музею преподнесла дочь А.Я. Туранской/.

Как по ходу пьесы, так и в антракты играл струнный квартет: Вологдин А.А. – первая скрипка, Шайдуров Г.Я. – вторая скрипка, Замарев В.А. – виолончель, Батанов М.И. – альт.

Актёры ильинского театра в начале XX века полностью повторили репертуар МХТ.

Ильинский театр не был единственным явлением такого рода. Есть сведения о существовании в эти же примерно годы крепостного театра в Очёре, в 1850 г. в Усолье. Возможно, крепостные театры были также в Кыну, Нытве, Кудымкаре, Пашии – центрах отдельных заводских управлений.

В рамках проекта «У истоков театра в Прикамье» с привлечением других фондов и учреждений культуры Пермского края будут созданы новые экскурсионные продукты, перед Домом управляющего имением Строгановых появится новая уличная выставка, демонстрирующая историю первых театров Прикамья.

Надеемся, что данная статья не только напомнит читателям о театральном прошлом села Ильинского, но и откроет новую главу в театральной летописи Прикамья.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

362