Меню
12+

«Знамя», общественно-политическая газета Пермского края

12.12.2018 10:46 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

На главном посту страны

Автор: Виктория ШУМИХИНА

Есть в рядах российской армии часть, стоящая особняком. Президентский полк – не только лицо армии, но и лицо государства. Глядя на фотографии ребят, невольно вспоминаешь пушкинские строки:

«Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор…»

Георгий Голованов вырос в деревне Новая Каменка. После окончания в 2017 году Пермского авиационного техникума им. А.Д. Швецова по специальности производство авиационных двигателей решил не ждать приглашения из военкомата и сам попросился в армию, но там получил неожиданный ответ, изменивший всю его жизнь. Об этом он расскажет сам.

– Георгий, как ты попал в Президентский полк?

– Защитил дипломную работу, получил диплом, пришёл в военкомат и сказал, что хочу в армию. Мне ответили, что на весенний призыв всех отобрали, следующий призыв осенью. Пошёл на завод работать. Потом мне позвонили и предложили идти в Президентский полк, сказали, что по параметрам подхожу. Я согласился, после чего начал собирать документы и проходить комиссии и собеседования. Конечно, долго было это всё. Последнее собеседование состоялось в сентябре. Однако тогда мне не сказали, подхожу я или нет. Уже потом на 14 ноября пришла повестка из военкомата. Вместе с другими призывниками поехал на пересыльный пункт, и там из 17 человек, которые направлялись в полк, отобрали 15.

– Твоё первое впечатление о Москве и о месте службы?

– Когда приехали на вокзал, не увидел ничего необычного, город как город. С вокзала нас сразу повезли в Кремль, где располагается часть.

– Получается, в Кремле есть отдельная территория, где располагается часть?

– Нет, казармы находятся в здании арсенала.

– Ты общался с ребятами, которые служили в обычных частях? Есть ли какие-то отличия, может, в особом комфорте?

– У нас кровати стоят двухъярусные, а в Минобороне у всех одноярусные. В остальном всё то же самое. В Президентском полку есть разные роты, я попал в первую роту. Это считается самым элитным подразделением, там очень жёсткий отбор.

– Что делает её элитной ротой? В каких событиях тебе удалось поучаствовать?

– Наша рота выставляет Пост Почётного караула у Вечного огня на Могиле Неизвестного Солдата, или Пост № 1 – главный караульный пост в России. Обеспечивает также мероприятия государственного протокола – работа с Президентом, выставление лестницы и цепочек, открывание дверей. Ещё только у осеннего призыва первой роты (есть ещё весенний призыв в 11 роту, которая подменяет первую) церемониальный развод конных и пеших караулов, который проходит по субботам с апреля по октябрь на Соборной площади Московского Кремля. Кроме того, мы выступали на Международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня», это было потрясающее событие. На параде, посвящённом Дню Победы, мы выставляли цепочку около Могилы Неизвестного Солдата во время возложения цветов Президентом РФ, непосредственно в самом шествии не участвовал.

– Что запомнилось больше всего, наиболее яркие моменты?

– Первым нашим большим заданием была инаугурация Президента Российской Федерации. Мы обеспечивали это мероприятие, проходили торжественным маршем. Тогда я первый раз увидел Владимира Владимировича Путина. Мы готовились к этому с самого начала службы. Как приехали, нам сразу сказали, что для вас инаугурация – самое значимое событие, ведь она проходит один раз в шесть лет. Мы много маршировали с оружием, часами ходили по плацу.

Очень волнительно было впервые стоять в Почётном карауле у Могилы Неизвестного Солдата. Не передать словами ощущения, когда идёшь на пост. Сначала нужно пройти сто метров, потом разойтись и встать на час. Думал вначале, что час тяжело пройдёт, но он пролетает очень быстро. Шевелиться нельзя, нужно стоять в строевой стойке. Если плохо стало или лоб протереть надо, стучишь по шомполу, и к тебе подходят.

Запомнилось также то, что каждому человеку выбирают пару на весь срок службы. У нас это произошло на третий день, всех построили и распределили по парам. У меня был напарник родом из Пензы, мы с ним были очень похожи. Поначалу нас даже путали и думали, что мы братья.

– Наверное, и это одно из главных отличий, вас не гоняли с автоматами на марш-бросках, вы больше маршировали?

– Да, первая рота ходит. Много ходит. Начинают обучать с самых азов, и в течение шести месяцев сложность возрастает. Прежде всего обучают «кремлёвскому» шагу.

– В военкомате нам рассказали, что тебе вручили грамоту.

– Да, мне вручили грамоту от командира полка за участие в церемониальных разводах конных и пеших караулов и ещё одну за участие в фестивале «Спасская башня». Каждому, кто стоял на Посту № 1, выдавали грамоту с фотографией за образцовое несение службы в Почётном карауле.

– В чём, по-твоему, состоит ценность и престиж службы именно в Президентском полку?

– Во-первых, всем, кто закончил службу, дают характеристику, с которой можно пойти служить в любые военные подразделения, ФСБ или полицию. На работу принимают без проблем, а иногда и сами приглашают. Во-вторых, предоставляют справку – направление на подготовительные курсы для поступления в вуз. Эти курсы бесплатные, а на время обучения дают общежитие.

Престиж, на мой взгляд, в том, что ты постоянно на виду, все на тебя смотрят, фотографируют, и это налагает дополнительную ответственность. Когда впервые стоял на Посту № 1, необычное ощущение было, когда каждый прохожий доставал фотоаппарат и снимал.

– Как постовому принято реагировать на туристов и различные провокации?

– Без эмоций. Даже если кто-то пытается рассмешить, нельзя никак реагировать. У нас были стажировки, одни стояли, а другие специально смешили. Служащие по контракту, как наиболее опытные, рассказывали, на что нужно обращать внимание и как себя вести.

– Люди уважительно относятся к постовым?

– Большинство конечно же. Некоторые приходят, преклоняют колено, плачут. Есть и такие, кто пытается провоцировать, рассмешить, другие пытаются пародировать. Они встают в стойку, но надолго их не хватает.

– Случались ли происшествия с туристами?

– Самые назойливые туристы – китайцы. Они везде лезут, хотят поближе подобраться и всё норовят потрогать. У каждого поста есть определённые границы, которые нельзя переступать, на Могиле Неизвестного Солдата это цепочка. Если кто-то пытается перелезть, его предупреждают ударом приклада о землю. Обычно это срабатывает. Если нет, то часовой говорит: «Стой, назад!» и стучит два раза. Как правило, все уходят, да и окружающие люди тоже говорят, что туда нельзя. Для всех этих ситуаций существует караульный состав резерва. Однажды, когда я был в резерве, человек забежал на Могилу и начал фотографироваться, я вывел его и передал сотрудникам полиции для проверки документов.

– Что хочешь пожелать ребятам, которым ещё предстоит идти служить в армию?

– До службы в армии я скептически относился к ней. Так сказать, шёл нехотя, потому что надо. Но, отслужив, понял, что это действительно нужно, что этот год не просто так проходит. Начинаешь ценить те вещи, которые в обычной жизни не ценишь.

– И напоследок классический вопрос. Как родные отнеслись к твоей службе в Президентском полку?

– Очень гордятся. После того как меня показали в одном из сюжетов в новостях, я тогда не знал об этом, они позвонили мне, а ещё кадры те сохранили.

В материале использованы фотографии Тамары Синицыной и Георгия Голованова.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

98