Меню
12+

«Знамя», общественно-политическая газета Пермского края

06.07.2018 14:16 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Люблю тебя, моё Отечество!

Ольга Иванова и Татьяна Катаева (в девичестве Желудковы) работали над своей родословной, о чём мы писали в № 44 нашей газеты от 10 ноября 2017 года. А теперь, радостные и окрылённые, что прикоснулись к истории своих предков, гордые за их достойную и многотрудную жизнь и свою к ним причастность, женщины делятся с читателями результатами поисков.

Могучая сила предков

Дальнейшая работа над родословной поставила перед нами ряд вопросов: могли ли наши предки свободно перемещаться, какую и где проходили воинскую службу, как заводили семьи? Ответы мы находили в метрических книгах, ревизских сказках, в подворовых книгах, архивах ЗАГСа, а также в книгах по истории Отечества нашего.

В первый брак Данило Мокеич Желудков вступил будучи крепостным графини Строгановой. У крепостного Данилы родились сыновья Иван, Сергей, Стефан, Василий, Тарасий и дочь Марва.

19 февраля 1861 года царь Александр II отменил крепостное право, но это не сделало крестьян свободными, так как они были связаны круговой порукой «временнообязанных отношений» и прикреплены к земельному наделу. Вот почему старший брат Василий на заявление Максима «Не хочу больше все деньги отцу отдавать» говорит: «Тогда вместо тебя на волю другой пойдёт, а ты возвращайся из города в деревню…» («Дневник Максима Желудкова»).

После отмены крепостного права серия принятых законов свелась к попытке загнать крестьян в большую патриархальную семью и в общину, усилить начальственный надзор за ними.

Нескончаемые войны правления царя Николая I (1825-1855 гг.), вялотекущие реформы истощили Россию. Перед лицом смерти Николай I, прощаясь с сыном, говорит ему: «Мне хотелось принять на себя всё самое трудное, всё тяжёлое. Оставить тебе царствие мирное, устроенное и счастливое. Провидение судило иначе».

1 января 1874 года был принят закон, отменивший рекрутщину и обязавший всё мужское население проходить воинскую повинность. К службе призывались мужчины, достигшие 20 лет. В пехоте они должны были служить 6 лет, на флоте – 7 лет, а окончившие высшие учебные заведения – 6 месяцев. Исходя из этих данных, становится понятно, почему только в 30 лет женился наш прадед Иван Данилович, – с 1874 по 1880 год он был на государевой службе.

Поздно женился и Василий, его служба с 1878 по 1885 год. А вот Карп женился рано – «…у призыву ещё не был…» («Дневник Максима Желудкова»). Первые дети у Карпа рождались в перерывах между его отпусками. В метрических книгах сделаны записи, где он именуется как «рядовой солдат» при рождении и крещении его детей.

Царствование Александра III (1881-1894 гг.) всё так же медленно проворачивало маховик малопродуктивной патриархальной крестьянской России. Нарастала напряжённость, шло усиление революционного движения. Люди жили той жизнью, которую им уготовили время и судьба.

У Данилы Мокеича в первом браке народилось 14 детей, в живых остались только шестеро. Во втором браке (1873-1877 гг.) мы по записям в метрических книгах находим двоих. Наших читателей просим извинить нас за допущенные ошибки в прошлой публикации. А именно. Вместо годов второго брака Данилы Мокеича (1873-1877 гг.) мы написали годы жизни его второй жены Анны Ивановны Пепеляевой. Она умирает от горячки в декабре 1877 года, ей было всего 30 лет. Во втором браке рождается не Анна (8/II-1882 г.), а сын Павел (29/VI-1876 г.), который остаётся в живых в отличие от сестры Мариамны (1874 г.р.).

В третьем браке у Данилы рождается ещё семь детей, в живых останется двое.

Патриархальное малопродуктивное крестьянское хозяйство в деревне Притыка могло прокормить, а прежде всего народить в одной только семье 23 детей. Антисанитария, инфекционные болезни уносили большую часть рождённых детей. Теперь даже трудно представить, чтобы женщина в течение всего детородного возраста ходила почти непрерывно беременной. А это было повсеместно. Каждый последующий ребёнок появлялся в семье через 11-15 месяцев. Какими же могучими силами обладали наши предки и какими полноценными были свои продукты питания!

Из документальных свидетельств мы знаем, что трое старших сыновей Данилы были обучены грамоте. Сам Данило Мокеич прожил в трудах и заботах 81 год.

Вот и задуматься надо нам всем: а что же это мы свою семью сейчас с трудом можем прокормить? Земля-матушка осталась той же самой, вместо цепного молота, сохи и серпа у нас сейчас ого-го какие механизмы. Почему мы не желаем держать домашний скот, обрабатывать землю? Конечно, сейчас много других ценностей, другие приоритеты. Но ведь жизнь всем хочется прожить достойно!

В наших жилах – их кровь

У нас во время работы над нашей родословной словно крылья выросли. Душу наполнила гордость за предков, которые прожили такую многотрудную жизнь, выстояли в кровопролитнейших войнах, дали нам возможность появиться на свет. В наших жилах течёт их кровь. При всех сложностях развития нашей страны мы стали великой державой.

Мы очень благодарны тем, кто откликнулся на нашу публикацию в газете «Знамя» № 44 от 10 ноября 2017 года. Большой радостью стала финишная точка в судьбе Григория Карповича Желудкова. Мы наконец-то разыскали все документальные свидетельства его жизни. После осуждения 16/V-1933 г. он отбыл в Добрянку. Работал в лесхозе, на лесоповале. Из справки архива районного ЗАГСа, он умер в 1971 году. К той поре не было уже в живых его жены и единственной дочери. Вот так и оборвалась ниточка одного из потомков Данилы Мокеича.

Мы съездили в Добрянку, прошли по бывшей улице Тимирязева. Её теперь нет на старом месте. Всю частную застройку снесли (а мы тешили себя надеждой, что на чердаке старого дома могли храниться какие-нибудь документы). Теперь там стоят многоэтажки и этой улице дано новое название.

А вот ещё одна ниточка: потомки другого сына – Василия Даниловича. Своё духовное завещание Данило Мокеич составил за три дня до своей смерти – 23 сентября 1911 года – в пользу сына Василия. В семье были ещё пять сыновей: Иван сам в 1884 году отделился от отца и братьев, Максим же отказался от наследства перед женитьбой в 1889 году, а сыновей Карпа, Георгия и Павла отец посчитал менее достойными.

Старший сын Василия Александр служил на телеграфе в Санкт-Петербурге. Перед грядущей революцией он предупредил отца о смуте. Василий, имеющий к той поре большой конный двор в Перми, распродал всё своё хозяйство и вернулся на родину в Притыку. Жизнь его трагически оборвалась вскоре после революции – его убивают в одну из поездок в Чёрмоз, куда он ездил продавать литовки. Александр 15/VII-1918 г. был мобилизован в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, где прослужил более четырёх лет. 16 января 1924 года подаёт прошение начальнику Ильинской почтово-телеграфной конторы о принятии его на работу. С 1941 по 1945 год находился в рядах советской армии. Какое-то время работает в должности председателя П-Ильинской районной плановой комиссии.

Благодаря хорошим людям

Интересен факт его пенсионной жизни. В доме его внука Сергея Желудкова хранятся многочисленные дневниковые записи Александра Васильевича. Будучи человеком грамотным, имея пытливый ум, неуёмную жажду творчества и не имея сил уже ни на что другое, он ежедневно вёл записи жизни своей семьи, друзей, соседей. В этих дневниках всё: погода, кто какую делает работу, оценка этой работы… («…Сина окучила картошку, но окучила плохо…»).

Внук его Сергей Васильевич проживает с супругой Ольгой в доме, который изначально был построен Данилой Мокеичем в Притыке примерно в 1853 году и перевезён в с. Ильинское.

Какие это замечательные люди! Абсолютно городские, ради спасения внучки уезжают из Перми и поселяются в этом старом домишке в с. Ильинском. Обустраивают дом, обрабатывают землю, заводят хозяйство. Общаться с такими людьми, радоваться за них – вот оно, счастье!

Занимаясь поисками информации о своих предках, нам посчастливилось познакомиться с интереснейшими людьми, которые также внесли лепту в нашу работу. Благодаря Валерию Ивановичу Симонову в 2016 году мы узнали о существовании дневника родного брата нашего прадеда («Жизнь моя, Максима Желудкова» и «Письма времён Первой мировой войны», адресованные его сыну Ивану). Николая Николаевича Кабанова мы считаем своей путеводной звездой. Елена Перевалова – потомок купцов Поносовых, построивших Благовещенскую церковь в с. Ильинском, и ныне действующую, дала нам большое количество своих находок о наших предках и просто хороших советов о ведении изысканий. Их неравнодушное отношение к истории нашего рода поддерживало, воодушевляло и помогало.

Уважаемые Людмила Васильевна Ревенко, Ксения Борисовна Гашева, Наталья Владимировна Галиахметова, Олег Жоржович Гилёв, Мария Яковлевна Торопко, Василий Епифанович Попов, Галина Григорьевна Собянина, Виктор Леонидович Гачегов (потомок рода Желудковых), работники архивов! Огромное вам спасибо за помощь в наших поисках!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

66