Меню
12+

«Знамя», общественно-политическая газета Пермского края

28.10.2021 09:20 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Трёхмерный взгляд отца Александра

Автор: Наталия СОРОКИНА

отец Александр и его муза — матушка Светлана  

Ещё весной в редакцию заглянул отец Александр Абрамов, настоятель Свято-Троицкого храма с. Сретенского, и в беседе поделился с нами маленькой радостью, показав с виду ничем не примечательные пластмассовые часы, напечатанные… на принтере.

Дело в том, что батюшка с недавних пор увлёкся современными технологиями, в частности, 3D-моделированием и 3D-печатью. К этой теме и перешёл наш разговор.

– Интерес к электронике проявился у меня в школе, в классе шестом, – начал рассказ священник. – Тогда для нас, подростков, центром притяжения был школьный радиоузел. Ходили туда, как в космическую лабораторию. Аппаратура, различное оборудование – это всё завораживало. Старшие ребята, которые руководили работой радиоузла, были для нас как небожители. Кстати, на каждой большой перемене в школе звучала музыка, и девчонки танцевали.

Первым шагом на пути к высотам электроники о. Александр считает сделанный собственными руками детекторный приёмник.

– Детали искали, выменивали друг у друга. Центром притяжения нас, интересующихся техникой, была местная свалка. Как сказал один из моих знакомых о том времени «Мы там жили, свалка была для нас полем чудес». Всё, что нужно, находили там, в том числе и радиодетали от старой выброшенной аппаратуры. Всё нужное разбиралось и перемещалось в наши дома. Понятно, к «восторгу» наших родителей.

Удачный опыт дал мальчишке толчок к дальнейшему развитию, детальному и глубокому изучению этой области, самостоятельному обретению новых и необходимых навыков работы с приборами и инструментами. К девятому классу он уже твёрдо владел основами электроники.

– Помню, как-то на уроках физики во время практической работы закончил конструировать карманный радиоприемник. И, конечно, включил. Заработало! Наш учитель Олег Андреевич не оставил мою вольность без внимания, – вспоминает о. Александр.

Знания электроники пригодились молодому человеку и в армии, в войсках связи, где приходилось поддерживать в рабочем состоянии довольно сложные электронные устройства.

После срочной службы в середине 1980-х он сделал первый шаг к программированию, когда в руки попал калькулятор МК-54, который позволял программировать небольшие арифметические процессы.

Далее появились компьютеры «Синклер», нашлись друзья, которые на них занимались программированием. Среди них Алексей Сырчиков, Андрей Катаев, Владимир Конин. Программирование на этих компьютерах производилось на языке низкого уровня – ассемблере, требующем знания периферийных устройств. Сейчас программирование ведётся чаще всего на языках высокого уровня.

– Когда появились компьютеры серии IT-286, мы с Валерием Тележниковым составляли начальные бухгалтерские программы на основе электронных таблиц, – продолжает рассказ о. Александр. – Стал самостоятельно изучать системы управления базами банных «Foxpro». Получилось написать несколько программ, которые затем использовались в нескольких организациях посёлка до той поры, пока не появилась профессиональная «1С: бухгалтерия».

Затем в «электронной жизни» о. Александра наступило затишье. Другие заботы, дела более важные, семейные хлопоты. Но тяга к электротехнике осталась. По его словам, каждый мужчина в душе своей мальчишка, и должен иметь своё хобби.

Шло время. Новые технологии заполоняли жизнь почти ежедневно. Когда впервые появилась информация о 3D-принтере, наш герой не удержался.

– Сразу возникло желание приобрести. Просто хочется попробовать всё своими руками, – с жаром вспоминает он.

Новую технику заказал в интернет-магазине. Когда пришла заветная коробка и была собрана вся конструкция, при использовании обнаружилось множество мелких недоработок, которые пришлось исправлять самому «на коленке». Когда умную машину окончательно довёл до ума, начал с печати маленьких деталей – механизмов робототехнических устройств: втулочки, шестерёнки, различные части, нужные и совсем ненужные. Потом замахнулся на более серьёзные вещи. Напечатал те самые часы, которые показывал нам в редакции. Кстати, часы «живы-здоровы», продолжают отсчитывать часы и минуты.

Дальше – больше. Решил приобрести ЧПУ-фрезер.

– Тоже захотелось попробовать, что за штука такая, – продолжает рассказ новатор.

Станок, по его словам, оказался маленьким и не устраивал своими возможностями, поэтому почти сразу же подвергся модернизации – было увеличено поле фрезерования, заменён двигатель, дописана программа управления на языке программирования «Piton». Для реализации идей оказалось нужно много сопутствующих инструментов, которые постепенно малыми партиями пополнили технический арсенал небольшой домашней мастерской.

Начались эксперименты. Первым серьёзным опытом фрезеровки стали формы для выпекания пряников. Один из друзей заказал формы для печатных пряников, поэтому пришлось улучшать свои знания в 3D-моделировании.

– От работы над формами для пряников я получил громадное удовольствие, – делится впечатлениями о. Александр, – коллективный проект реализовали, а казалось бы – просто пряник, ничего особенного.

Работая в тесной связке с Ильинской строгановской иконописной мастерской, он попробовал фрезеровку по тонкому металлу. Получилось. После экспериментов с фрезами и листовым металлом, был изготовлен венец на икону Богородицы «Неупиваемая чаша», о которой мы писали недавно в газете. Правда об этом факте ничего не знали.

Параллельно в свободное от забот о храме и домашних дел время, с удовольствием о. Александр программировал различные модули на базе Arduino. Здесь пригодились знания основ программирования, полученные ранее. В результате получен опыт работы с различными библиотеками на основе языка «С».

– Идей много, знания есть, но внуки, которым хотелось бы передать эти знания, ещё только подрастают, – с улыбкой делится с нами священник.

В этой связи речь зашла и о современном образовании в школах.

– Приезд в наш посёлок передвижной школьной лаборатории, о которой я с радостью узнал из газеты, заставила задуматься о фундаменте, на котором строится сегодняшнее обучение робототехнике, – размышляет о. Александр. – Нынешнему поколению детей чаще всего хочется быстро получить результат, не вкладывая особых усилий на его достижение. Использование детьми только готового, чаще всего дорогостоящего оборудования и готовых электронных модулей исключает формирование фундамента, который получили мы, мальчишки 1960-70-х годов. Мы начинали с нуля и строили этот фундамент по кирпичикам, поэтому получился он крепким. Легко сложить конструктор из деталей, особенно если рядом старший помощник. А ты попробуй сам, с самого начала, и узнаешь свои силы. Нет возможности приобрести дорогостоящие модули на основе «Lego»? Попробуй себя на «Arduino». Недорого стоит, но мозги придётся приложить. Творческим людям жить легче и одновременно труднее.

По его глубокому убеждению, хобби выручает современного человека. Творчество – от слова «творить», т.е. создавать. А что мы будем творить, зависит от нашего отношения к жизни и окружающему нас миру.

– Детям, заинтересовавшимся творчеством на основе электронных компонентов и требующим обязательного программирования, желаю усидчивости, внимания, реализации проектов и не забывать, что кроме этого на свете есть ещё много чего интересного, – подводит итог нашей беседе о. Александр.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

10