Меню
12+

«Знамя», общественно-политическая газета Пермского края

30.06.2020 15:29 Вторник
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 от 18.06.2020 г.

Рождённая в первый день войны

22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории нашей страны, ведь в этот день началась Великая Отечественная война. Об этом страшном дне уже написано и сказано, наверное, всё. Ровно 79 лет назад в раннее воскресное утро 22 июня из репродукторов по всему СССР прозвучало страшное слово: ВОЙНА.

И в этот же день, в 6 часов утра, родилась моя мама Галина Николаевна Распопова (Новикова). Это радостное событие произошло в Чёрмозе, в семье сталевара металлургического завода Распопова Николая Ивановича.

Распопова Александра Авундиевна (так звали мою бабушку), родив долгожданную дочку, даже не подозревала, что за окнами роддома уже началась совсем другая жизнь. Страшную правду узнали от нянечек, которые заплаканные пришли на пересменку.

Прильнув к окну, из которого была видна рыночная площадь, роженицы видели, что на площади собралось много людей. Все бегали, суетились. Ужас происходящего охватил всех – в стране объявлена всеобщая мобилизация. Женщины плакали, боясь, что выйдут из роддома и больше не увидят своих мужей. Но деда не забрали. Ему дали бронь от завода и оставили в Чёрмозе, так как он был первоклассный специалист и больше был полезен в тылу.

Голодное военное и послевоенное детство навсегда отпечаталось в сознании мамы. Отец был единственным кормильцем в семье. Неделями работал на мартене и приходил домой только раз в неделю, чтобы помыться. Мама рассказывала, что её отец приходил домой поздно, в 12 часов ночи, но они с сестрой Людмилой (на два года младше мамы) ждали его, спать не ложились. Самый большой паёк хлеба всегда выделялся ему. Мама вспоминает: «Помню, как мы, совсем маленькие, молча стояли у стола, из-за которого виднелись только наши голодные глаза, и смотрели, как ест папа. Дополнительную щепотку сахара и кусок хлеба мог нам дать только он. Получив порцию, счастливые бежали спать».

Когда он уходил снова на работу, каждый раз прощался с женой. Он никогда не знал, вернётся ли домой в следующий раз. Плавка на металлургическом заводе была очень ответственным делом, и если бы она не удалась, то его могли арестовать за вредительство или халатность.

Всю тяжёлую работу по дому брал на себя старший брат Алексей. Одна из его обязанностей – ездить в лес за хворостом. Однажды прибежала соседка с криком, что он без сознания лежит у дороги, рядом с тележкой. Как потом выяснилось, это был голодный обморок.

Всегда с нетерпением ждали весну, и затем все три летних месяца «сидели» на травах. Ели щавель, пиканы, полевую редьку. Под горой рос полевой чеснок, собирали его охапками и приносили домой. Он был очень вкусный. Все эти травы добавляли в похлёбку, которая называлась тюря.

Маленькие тогда были, серьёзности происходящего в стране не понимали. Играли в прятки, жмурки, догонялки, качались на качелях. Очень нравилось играть «в магазин» и быть продавцом. Но самым любимым занятием у всех была игра в чечки. Чечки – это подобранные осколки от посуды. Самыми счастливыми были те, у кого были чечки с цветочками или просто цветные. Чечки раскладывали друг перед другом, хвастались и довольные расходились домой. Прыгали на скакалке, играли в классики, искали клад (прятали тряпочку). Игрушек не было. Сами сделали куклу из старого полотенца, надевали носовой платок на голову. А первая фабричная кукла появилась незадолго до школы, купили её у соседей, подержанную. Ноги и руки у неё были фарфоровые, а туловище тряпичное. Счастью не было предела!

В доме была русская печь. Печка – это душа дома. Она была большая и тёплая. Вечерами залезали на неё и беседовали с мамой, ожидая отца с работы.

Запомнился диалог с мамой:

– Вот вырастете, девки, замуж выйдете. Может, далеко уедете, – рассуждала мама.

– Мам, а ты замуж тоже выходила? А за кого? – приставали мы к маме с наивными расспросами.

– Да за папку вашего!

– Тебе повезло, за папку вышла замуж... А нам-то за кого выходить?

Любимая еда была – парёнки. Парёнки – это корнеплоды (репа, брюква, редька, морковь), приготовленные методом запаривания. Для этого корнеплоды очищали от кожуры, окатывали холодной водой, а затем очень плотно (но не разрезая на части) закладывали в большую глиняную корчагу (горшок с широким горлом) и прикрывали ржаной, овсяной или пшеничной соломой, после чего ставили горшок в перевернутом вверх дном виде в вытопленную русскую печь на несколько часов. Потом их подсушивали. Вот так и получалось самое вкусное яство, и ничего не было его вкуснее! «Ох, девки, любите меня – полна пазуха парёнок у меня!» – напевали молодые парни, чтобы привлечь внимание девушек.

Чем дальше уходила война, тем спокойнее становилось мирное время. Маленькая Галя пошла в школу. Встретила её учительница – молодая, красивая. В школе очень понравилось, было интересно, и игра «в магазин» была забыта напрочь, а новое коричневое платье, чёрный и белый фартуки вызывали неимоверный восторг. Волосы всегда были заплетены в тугие косы и перевязаны атласными лентами. На физкультуру ходили в кофточках и шароварах.

Первая учительница и атмосфера школы вдохновляли маму – русская печка в доме сразу превратилась в классную доску и всегда была испачкана мелом. Соседские дети были учениками, а семилетняя Галя вот тогда первый раз и ступила на педагогическую стезю.

Между собой школьники жили дружно. Учителей очень уважали, много занимались общественной работой: собирали макулатуру, металлолом, золу, кости. Сколько себя помнит в школьные годы – всё время работали. Тимуровское движение тогда пользовалось огромной популярностью у советской детворы: кололи и складывали дрова, убирали снег у ветеранов войны и вдов. Пионеркой Галине быть не пришлось, не разрешила мама, которая была очень верующей женщиной, она водила её в церковь до 4 класса. В комсомол вступила в старших классах втайне от мамы. В старших классах была редактором классной газеты, так как очень красиво писала. Учительница перед уроком всегда просила заполнить доску заданиями к уроку. «Ребята бегают, играют, а я пишу и пишу!» – вспоминает мама. Все, кто хорошо учились, брали шефство над слабыми учениками. Любимая общественная нагрузка в школе – быть «буксиром». Мама с удовольствием занималась с отстающими учениками, заводила на них специальную педагогическую «документацию», где отмечала их успехи и промахи. Они ходили заниматься к ней домой. Если не шли, то шла она сама, заставляя заниматься чуть ли не силой.

В годы учёбы мамы в средней школе было четыре 10-х класса, учились в две смены. В начале каждого учебного года ездили на неделю копать картошку в деревни Селезни или Сергино. Кроме общественной работы было много работы по дому. Поэтому свободного времени почти и не было, заняты были с утра до вечера. Покататься на лыжах, санках, коньках удавалось очень редко.

За всё своё детство и юность новогоднюю ёлку, украшенную вафлями и конфетами, ставили у себя дома всего лишь раз. Сами сделали бусы из бумаги и повесили на ёлку. Обычно ёлку ставили в школе, и сами ученики украшали её, а сладкие подарочки складывали в сшитые из газет кулёчки, которые дети сами разрисовывали.

После 8-го класса поехала поступать в медицинское училище. Почему? Потому что все поехали. При этом все «завалили» вступительные испытания, а она сдала, но не прошла по конкурсу. Вернулась в Чёрмоз, поступила в 9 класс. Когда окончила среднюю школу, то через знакомых устроилась работать воспитательницей в детский сад № 5. Там мама замещала отпускников. За работу её хвалили. Когда все вышли на работу, то молодую воспитательницу оставили. Но работа в детском саду не удовлетворяла её, и в 18 лет Галина пошла к заведующему районо В.В. Безгодову с просьбой принять её учителем в школу. Он спокойно выслушал её и... отказал. Очень она тогда расстроилась, но сдаваться было не в её характере. На следующее утро она уже снова была у дверей кабинета. Не заходила в кабинет, ни о чём не просила, просто сидела. Так продолжалось два дня. На третий день её заметила директор средней школы Г.А. Гладких, спросила, что она здесь делает. Мама ответила, что хочет быть учителем. Галина Андреевна зашла в кабинет, а через минуту пригласили и её. Заведующий строго, критически осмотрел Галину и спросил: «Поедешь учителем на 225 участок?» Хоть она и не представляла, где это, но без колебаний согласилась.

В школу ездила на паровозике. Став учителем начальных классов, заменяла ушедшую в декрет А.С. Каменскую. Вот с этого и началась педагогическая карьера теперь уже Галины Николаевны. Но через несколько месяцев вызвали в районо и сказали, что её сокращают, но если согласится, то может поехать в деревню Коняево. Согласилась. Тут же был написан приказ, и Галина выехала на автобусе на новую работу.

Себя помнит до деревни Катаево (так укачало в дороге!). Очнулась посреди дороги, сидящей на чемодане. Затем на лошади до села Ивановского. От своей родственницы она слышала, что в этом селе есть дом с приведениями, где двери сами открывались и закрывались. Приехали в село поздним вечером. Молодую учительницу привели как раз в этот дом, велели отдыхать с дороги, оставили одну и ушли. Но она была такой уставшей, что её отдых не посмели нарушить даже приведения. А утром Галине объявили, что дальше она не едет, а остаётся работать в селе.

Запомнился первый учебный день: большой светлый класс и 40 учеников! С одной стороны 2-й класс, с другой – 4-й класс. «Здравствуйте, Галина Николаевна, учительница! Мы Вас ждали!» Искреннее уважение к ней, которое она почувствовала от учеников и их родителей, прибавило ей любви и гордости за свою профессию. Это и определило её дальнейшую судьбу. «Учитель должен работать творчески, только тогда он учитель!» – всегда говорила мама. Ощущение от работы всегда было одно – радость и праздник! Она очень полюбила свою профессию и учеников, которые приходили учиться в школу, преодолев порой 7 км по морозу. Она отогревала их теплом своей души, и они тянулись к ней и отвечали взаимностью.

Работая в селе, поступила в пединститут на заочное отделение. Параллельно педагогической работе и учёбе в институте вела большую общественную работу: была секретарём комсомольской организации в колхозе им. Аликина, отвечала за посевную, за надои молока. По воскресеньям читала лекции колхозникам.

В селе Ивановском Галина Николаевна проработала 7 лет. Но семейные обстоятельства сложились так, что необходимо было жить в Чёрмозе. Вышла замуж, в 1966 году устроилась на работу в Чёрмозскую вспомогательную школу воспитателем. Через четыре года уже работала завучем по воспитательной работе. Проработала на этой должности 17 лет. В этой работе она нашла себя, в полной мере была реализована её неиссякаемая энергия, творчество, огромная работоспособность, незаурядные организаторские способности.

Педагогическое кредо Галины Николаевны как учителя-методиста – дарить свои уроки, чтобы они воспринимались детьми, как подарки. Этому она учила своих коллег, щедро делясь с ними мастерством, творчеством. Узкая дорожка, по которой когда-то девочка Галя шла в районо, превратилась в широкую дорогу с цветами по обе стороны длиной 40 лет.

За выдающиеся успехи в развитии образования она награждена знаками «Отличник народного просвещения РСФСР» и «Отличник народного просвещения СССР». Повела она по этой дороге и нас, своих дочерей Марину и Елену. И идти нам по ней ещё долго-долго, потому что дорога эта любима и нет предела творчеству!

Сейчас наша мама на заслуженном отдыхе. 22 июня 2020 года ей исполнилось 79 лет.

Сегодня у нас большая семья: помимо двух дочерей у неё две внучки, два зятя и любимый муж Фёдор Михайлович Новиков. В прошлом году, 4 декабря, наши родители отпраздновали золотую свадьбу! Сейчас вся семья часто собирается не только по праздникам, но и просто так, без повода. Несмотря на свой преклонный возраст, наша мама всю работу по дому делает самостоятельно, и даже находит время для творчества – вяжет потрясающие коврики! Эти коврики настолько красивы, что стали уже известны далеко за пределами Пермского края.

В день её рождения мы хотим пожелать ей долгих лет жизни, крепкого здоровья, больше поводов для улыбок! Для нас ты – человек с большой буквы. Пусть силы никогда не покидают тебя, а лишь восполняются любовью родных и близких. Пусть ничто не помешает тебе оставаться счастливой, и искра в твоих глазах никогда не угасает. Мы очень любим тебя!

Марина БАРМИНА

Фото из семейного архива

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

44