Меню
12+

«Знамя», общественно-политическая газета Пермского края

25.05.2020 17:26 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Письма с фронта

Эту рубрику мы открыли в конце прошлого года к 75-летию Великой Победы. Авторы этих подлинных писем с войны — наши земляки, поэтому письма сразу стали интересны читателям, а родственники тех, кто писал или получал эти письма, по их собственному признанию пролили немало слёз, читая опалённые войной строки. Читайте письма в №№ 48-50 "Знамёнки" за 2019 г. и в №№ 1-21 за 2020 г. Ещё два письма выйдет в ближайшем номере.

Редакция благодарит за предоставленный материал Ильинский районный краеведческий музей.

"11-го мая 1945 года. Привет из Чехословакии!

Здравствуйте, дорогие мама, Шурка и Милька. В первых строках разрешите поздравить вас с окончанием войны, с радостным Днём Победы, которого так долго ожидал весь мир.

Пишу вам, и прямо не верится, что всё это кончилось и мне удалось дожить до начала того радостного момента, который сейчас наступил в освобождённой Европе. Фашистская Германия покорена железной силой и волей всех объединённых наций, поставлена на колени и стоит теперь у разбитого корыта. Агрессия сломлена, торжествуют справедливость и прогресс. То, чего ожидала история, всё прогрессивное человечество, свершилось, над миром занялась великая заря и земля обогрелась теплом и светом майского солнца, светлыми лучами победы. Багряная заря принесла конец той тёмной, зловещей ночи, которая держалась над миром в течение целого ряда лет. Наступил настоящий день, и его встречают с такой же радостью, как народ Заполярья, когда кончается долгая полярная ночь и начинается пробуждение весеннего дня.

Мама, мы проехали почти всю Чехословакию, немец удирал с большой поспешностью, бросая всё на пути, чтобы спасти свою шкуру. Чехословаки восторженно приветствовали нас, как освободителей, угощали вином, всякой сдобной всячиной, подносили воду. Такого приёма нам нигде ещё не было. Люди, празднично одетые, выходили к дороге, радостно махали нам своими национальными флагами, забрасывали цветами.

Мама, ну как вы поживаете, как Шурка заканчивает свой год? Собирается ли дед к вам в гости? Что Иван пишет вам?

Ну, времени много нет, писать много не буду. А теперь снова в марш. Всё. Привет Гилиным, Рогожниковым и другим. Остаюсь жив, здоров, чего и вам желаю. Ваш Николай. Пишите".

"27-го мая 1945 года. Привет из Чехословакии!

Здравствуйте, дорогие мама, Шурка и Милька. Спешу сообщить, что письма ваши за 8 и 9 мая получил, за которые большое спасибо. Получил также от Обирина, пишет, что поживает пока на старом месте, здоровье у него неважное, собирается демобилизоваться домой. Жалуется на Ивана, что он ему ничего не пишет вот уже 4 месяца. На днях написал по письму деду Ивану и Шопкову Александру, а отцу ничего не пишу, потому что дожидаюсь ответа от него на первое письмо, которое я ему писал. А оно, наверное, пришлось не по вкусу ему, вот и не отвечает. <…>

Мама, я живу пока в Чехословакии, построили себе лагерь в лесу, занимаемся по расписанию мирной военной жизни. Всем хочется на родину, но нам ещё нельзя уезжать до тех пор, пока не разрешат и не урегулируют всех вопросов, связанных с условиями послевоенного мира.

Насчёт фото ничего определённого сказать не могу, потому что стоим в лесу.

Ну пока всё. Привет Гилиным, Рогожниковым и прочим знакомым. До свидания. Писал ваш сын Николай. Жду! Пишите!"

"8 июня 1945 года. Привет из Германии!

Здравствуйте, дорогие мама, Шурка и Милька. В первых строках спешу передать вам свой далёкий привет, желаю всего наилучшего в жизни и работе.

Мама, раньше я вам писал, что стоим на месте и находимся в Чехословакии. А сейчас мы всё время в движении, совершаем марши. Вчера я был в Чехословакии, а сегодня пишу вам из Германии. Здесь уже не тот приём, какой нам устраивали чехословаки, здесь надо быть настороже, так как одиночки и отдельные группы до сих пор продолжают действовать, да и население не очень-то дружелюбно поглядывает на нас. На немецких домах висят белые флаги – знак покорности немцев перед русскими. По улицам изредка прохаживаются фрау с кислыми гримасами, идут, и будто не замечают нас, не хотят признавать. Всё это чувствуется в ихних взглядах на нас, русских солдат. В тупых немецких головах, по-видимому, всё ещё держится тот дух, который вдолбил их фюрер. Ну ладно, сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.

Мама, на днях я получил из Ленинграда письмо от Нечаева Ивана, и вместе с ним учится в институте мой друг Катаев Евдоким. Если забыли меня старые друзья, то хотя буду иметь переписку с Евдокимом, с которым я жил дружно. Досада берёт меня, что я отстал от своего друга, он шагает вперёд, а я сижу на месте. И когда же, в конце концов, я смогу вырваться и получить свободу действий!

Мама, ну как вы поживаете, что нового у вас? Как дела с огородом? Как Шурка поживает, чем занимается? Почему он мне ничего не пишет про себя? Получили нет аттестат, и что в нём хорошего?

Ну пока всё. Привет Гилиным, Рогожниковым. Писал ваш Николай Анатольевич Шарин. Жду! Пишите!"

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22