Неизвестный Сыкулев: художник трагического времени
В субботу 21 марта, в Выставочном зале Ильинского краеведческого музея открылась персональная выставка художника Сыкулева Ивана Владимировича.
|
Его работы выставлялись и раньше, но ещё далеко не все его полотна сотрудники музея вынули из запасников. А там есть просто шедевральные и, если можно так выразиться, отважные вещи.
– Иван Владимирович родился в Ильинском в 1918 году. Был членом Союза художников СССР, участником Великой Отечественной войны, коммунистом, участником многочисленных художественных выставок, – рассказывает о нём заведующая Выставочным залом Ольга Кузнецова. – Его детство было горьким. Отец дважды осуждён в годы репрессий и умер в заключении. Иван был старшим сыном, и чтобы помочь семье материально, устроился в городе Молотове (ныне Пермь) на завод. Перед войной, в 1939 году, окончил Молотовское художественное училище. Призван в Красную Армию, служил в Монголии, участвовал в событиях на Халхин-Голе. В мирную жизнь вернулся лишь в 1947 году. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией». В августе 1949 окончил Свердловское художественное училище и был направлен в г. Курган, преподавал в Доме пионеров. В 1954 году вместе с женой и сыном вернулся в Пермь. В семье родился второй сын.
Как и большинство пермских художников советского периода, он выставлялся на грандиозных областных выставках: «Слава труду!», «Образ современника», «Родные просторы». Главной темой его полотен были жизнь и заботы простых людей. Искусствоведы называли его картинщиком за жанровые картины и портреты. И в земледельце, и в трактористе, в рабочем-сплавщике он ощущал значительность характера и непростую судьбу. Сыкулев пишет современников на работе, в минуты отдыха, во время коллективных праздников. Есть среди них уже известная работа «Праздник в Ильинском». Плодотворными стали 1970-е годы, он пишет групповые портреты: «Колхозные плотники», «Листопрокатчики» и другие. Он искренен в своих картинах того периода, в котором «партийность» и «народность» довлели над художественностью отражения мира.
В новой экспозиции зрители увидят уже совершенно другого Сыкулева – улыбчивого и трагического философа. Особенно рекомендую взглянуть на четыре его шедевра: «Семейная идиллия», «Моя свадьба», «Чернобыльская мадонна» и «Могила неизвестного солдата». В этих картинах уже царит свободная от цензуры творческая воля художника. Так, в «Чернобыльской мадонне» спящий двухголовый младенец в материнских руках становится символом апокалипсиса советской эпохи. «Могила неизвестного солдата» поражает бездонной глубиной чёрной тьмы – безутешного материнского горя. Зато «Семейная идиллия» и «Моя свадьба» – это лучезарная и философская история союза Сыкулевых.
Надо сказать, в запасниках музея есть просто революционные картины Сыкулева времён 90-х. Надеюсь, они тоже будут когда-то представлены широкому зрителю. «Ленин в горках», «Сутенёр», «Массовка» – это картины-шаржи, картины-пародии, картины-аллегории. Тогда он впервые позволил себе с горечью поведать о том, что тяжёлым камнем лежало на душе.
Умер художник в августе 1995-го. Коллекцию картин его супруга передала в Ильинский краеведческий музей. Приходите, они ждут вас.
|
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.