Меню
12+

«Знамя», общественно-политическая газета Пермского края

20.03.2020 15:04 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 13.03.2020 г.

Ищите мастера

Автор: Наталия СОРОКИНА

15 марта в России отмечается День работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства.

Совсем недавно пришлось вновь вернуться сквозь годы назад и поискать отличия «тогда» от «сейчас». Знакомая задумала сшить себе костюм. Оказалось, что подобную услугу в нашем посёлке получить не так-то просто. Последнее ателье, в котором можно было сделать заказ на пошив одежды, располагавшееся в здании бывшего быткомбината, кануло в Лету. Теперь здесь можно выполнить только срочный ремонт одежды. Пришлось искать портниху на дому. Та же ситуация с ремонтом часов, обуви, радиоприёмников, телевизоров и другой бытовой техники.

Конечно, решение проблемы есть – обратиться к частному умельцу, но его ещё найти надо. А вот раньше…

РАСШИРЯЯ СПЕКТР УСЛУГ

О бытовых надобностях населения «тогда», пожалуй, заботились не меньше, чем об удовлетворении культурных потребностей.

Действительно, в каждом крупном населённом пункте строились и открывались Дома быта. В небольших населённых пунктах были пункты приёма. Позже с расширением сферы услуг создавались комбинаты бытового обслуживания. Думается, что эти объекты строились не менее активно, чем кинотеатры и дворцы культуры. Людям нужно было модно одеваться, стильно постригаться и хорошо выглядеть на фото. Ведь полки магазинов тогда отнюдь не ломились от качественной одежды, обуви и товаров массового потребления. Тут и выручали комбинаты бытового обслуживания, по мере сил удовлетворяя растущие потребности советского человека.

Вот и в посёлке Ильинском 14 марта 1963 года сдано в эксплуатацию здание районного бытового комбината. Вот как писала об этом газета «Знамя Ильича»: «На глазах у жителей села Ильинского выросло новое двухэтажное здание бытового комбината. Уже сейчас в его окнах видны радостные лица девушек и женщин. «Новое помещение вступает в жизнь. Сюда переместились работника цеха пошива лёгкого платья. На днях займёт своё место часовая мастерская. Откроется цех по ремонту обуви, по ремонту культтоваров: приёмников, телевизоров, гармоний. Планируем увеличить и культуру обслуживания. Организуем бригаду по ремонту мебели, будем чаще выезжать в колхозы, расширим бюро добрых услуг. В частности, увеличим распиловку дров жителям села», – говорит директор комбината Пётр Никитич Кузнецов».

Год от года спектр услуг Дома быта расширялся. В ателье можно было сшить новую одежду, в том числе и верхнюю, починить старую. В мастерских ремонтируются не только радиотелевизионная аппаратура и бытовые машины и приборы, но и появляются услуги химической чистки и крашения, прокат. Открываются парикмахерские, цеха по ремонту и пошиву обуви. В связи с этим служба быта пополняется специальным технологическим оборудованием. Кстати, следуя справочным материалам, машины, механизмы и инструмент для предприятий бытового обслуживания изготовляли более 130 заводов страны.

«МАЛИНОВКУ» В ПОДАРОК

Расширяющимся возможностям службы быта к 1970-м годам в одном помещении стало тесно. «В канун нового 1976 года на территории Ильинского комбината бытового обслуживания появился ещё один производственный корпус, – вновь пишет наша газета. – Это подарок строителей СМУ-10 работникам бытового обслуживания. В 1976 году значительно повысится культура обслуживания жителей райцентра и близлежащих населённых пунктов. Для этого сейчас будут все возможности. В просторном здании разместятся ателье по пошиву верхней одежды и лёгкого платья, парикмахерская с дамским и мужским залами и фотография».

Как следует из заметок, регулярно в сфере бытового обслуживания населения шёл процесс расширения услуг. Как следствие – совершенствовалось мастерство работников на курсах переподготовки и повышения квалификации.

И вот уже к 1979 году появляется новая услуга: индивидуальный пошив обуви: «Сейчас комбинат бытового обслуживания принимает заказы на индивидуальный пошив обуви. Сразу же появилось немало желающих сшить женские сапожки, мужские полуботинки. К лету Ильинский комбинат бытового обслуживания намерен расширить ассортимент индивидуального пошива обуви. Здесь будут принимать заказы по изготовлению женских туфель и босоножек», – вновь пишет районка. В это же время комбинат предлагает услуги салона звукозаписи. Можно было записать на магнитофонную ленту популярные советские песни, танцевальные мелодии, изготовить «открытки-пластинки». Кстати, эту услугу имели возможность получать и жители деревень, для этого нужно было оформить заказ на комплексном приёмном пункте по месту жительства. А знаете, какие мелодии были популярны и пользовались наибольшим спросом? Это песни «Белоруссия», «Вологда», «Всё, что есть у меня», «Алёнушка», «Соловьиная роща», «Лебединая верность». Об этом тоже информирует своих читателей районная газета.

ВАЛЕНКИ БОЛЬШЕ НЕ НУЖНЫ?

Ещё один вид предоставляемых услуг – это работа пимокатного цеха. Конечно же основным видом производства здесь являлось изготовление валенок. Судя по количеству публикаций, валяние пользовалось большим спросом у жителей района.

Сейчас остаётся только удивляться количеству организованных рабочих мест. В общей сложности в этой сфере было занято не меньше сотни работников: парикмахеры, фотографы, швеи, закройщицы, мастера по ремонту и пошиву обуви, ремонту бытовой техники и часов, в деревнях и сёлах требовались работники приёмных пунктов. И не было человека, который бы хоть раз в жизни не воспользовался этими услугами. Не всё выбрасывалось на мусорку. Люди предпочитали чинить свои вещи даже по той простой причине, что ремонту они подлежали, нежели современные одноразовые приборы.

Говорят, что в СССР бытовое обслуживание населения было чуть ли не на пещерном уровне. Время показало обратное. Как раз тогда комбинаты бытового обслуживания служили верой и правдой людям вплоть до распада страны, а то и дольше. Оснащали их очень основательно, по последнему слову техники. Например, швейное производство занимало тогда весь второй этаж быткомбината в Ильинском. На первом этаже работали парикмахерская, фотоателье, обувная мастерская.

Однако комбинат бытового обслуживания сгинул вместе с советской эпохой. Хотя здания остались и активно эксплуатируются. И, кстати, до сих пор в одном из них наблюдаются признаки жизни прежнего профиля.

Признаки жизни

Самой «живучей» и неподвластной времени оказалась услуга мастера-парикмахера. Её предоставляет индивидуальный предприниматель Светлана Викторовна Конюшевич. В парикмахерский салон она пришла начинающим молодым мастером 32 года назад, когда ещё комбинат бытового обслуживания функционировал по своему прямому назначению. С тех пор многое изменилось в нашей жизни, и сама услуга, которая, встав на капиталистические рельсы, стала частным бизнесом. Вследствие этого менялись его владельцы, а значит, и трудовые отношения, но Светлана не оставила любимое дело. С 2011 года сама стала хозяйкой салона и продолжает радовать своим мастерством жителей не только посёлка, но и всего района. Конечно, за такой длительный срок у мастера уже сформирована своя клиентская база. Её предпочитают другим мастерам за надёжность, хороший вкус, и что немаловажно – за коммуникабельность. Согласитесь, для парикмахера быть немного психологом – это важная черта. У каждого клиента свои радости и проблемы, жизненные истории, которыми они спешат поделиться во время стрижки или укладки. А ведь бывает, что, пообщавшись с одним человеком, чувствуешь себя выжатым, как лимон, и наоборот, другой придаёт сил и бодрости. Тем не менее Светлана умеет поддержать разговор, когда-то посочувствовать, когда дать совет. Но прежде всего она хороший парикмахер. Каждый человек индивидуален, у каждого разные понятия о красоте – поэтому одному может пойти короткая стрижка, а другому – только удлинённая. Светлана умеет находить общий язык и объяснить все нюансы той или иной стрижки и причёски. Как сказала одна из недавних её клиенток, «задача парикмахера – дарить людям красоту, преподнося им порцию хорошего настроения». Это у Светланы получается «на пять».

Ещё одно помещение арендует индивидуальный предприниматель Сергей Александрович Ныробцев. У него свой фотосалон. Пусть этот вид предпринимательства не является слишком прибыльным, тем не менее услуга фотографа на современном рынке не менее востребована, чем услуга парикмахера.

А вот и ателье, с которого начался наш рассказ. Теперь это небольшая мастерская, которую бережно сохраняла до недавнего времени индивидуальный предприниматель Ирина Владимировна Гилина. Но, увы, дело из-за низкой рентабельности пришлось оставить. А без мастера, как известно, дело не живёт. Поэтому услуги пошива одежды как таковой у нас не осталось. Не найдётся желающего развивать этот бизнес, значит, история ателье на этом закончится.

Вот и всё. На этом спектр предоставляемых бытовых услуг в здании бывшего Дома бытового обслуживания исчерпан.

Да, служба быта в советские времена поражает своими объёмами. Безусловно, «тогда» сказывался дефицит товаров, были проблемы и с деньгами. Но неужели мы стали богаче, что нам проще выбросить, чем отремонтировать вещь? Да, проще. А как быть с теми вещами, к которым человек прикипел душой, которые дороги, как память, а они требуют ремонта?

Хотите снова радоваться тиканью любимых «ходиков»? Испытывать волнение при спуске затвора старой «Смены»? Ищите мастера. Они у нас ещё есть, нужно только знать адреса. Но это уже другая тема.

Р.S. Наблюдательный читатель, наверное, обратил внимание, что в тексте не упомянуто практически не одной фамилии работников бытового обслуживания. Уж слишком много их было в отличие от современности, и дабы никого не обидеть – просто поздравляем с праздником, как говорится, всех причастных!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

23