Меню
12+

«Знамя», общественно-политическая газета Пермского края

12.07.2019 13:46 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 от 05.07.2019 г.

Не разбрасывайтесь телефонами

Автор: Николай Анисимов

Пресс-служба ОМВД России по Ильинскому району поделилась с газетой информацией о двух преступлениях, объединённых самым распространённым личным предметом нашего времени – сотовыми телефонами.

В первом случае 29-летнюю женщину обвинили в мошенничестве по части 1 ст. 159 Уголовного кодекса РФ. Судом она признана виновной в хищении чужого имущества путём обмана или злоупотребления доверием. С учётом того, что она ранее уже была судима, суд назначил ей наказание в виде обязательных работ сроком на 430 часов. Это значит, что ей предстоит бесплатно отработать около пяти месяцев на общественных работах. Но это наказание она понесёт за материальные потери жертвы своих мошеннических действий. А вот как быть с моральной стороной преступного деяния, ведь женщина обманула не кого-нибудь, а собственную мать?

Как сообщает полиция, в сентябре прошлого года у молодой женщины созрел план, как по-лёгкому раздобыть немного денег для своих маленьких капризов. Она завладела телефоном своей матери, зашла на сайт одной из микрофинансовых организаций, предоставляющих потребительские займы, и заполнила онлайн-заявку на кредит в размере 4000 рублей. Разумеется, в анкете заёмщика она указывала не свои данные, а данные владельца телефона, то есть своей матери: ф.и.о., паспорт, место жительства, ежемесячный доход, семейное положение и т.д. Чтобы подтвердить намерения, владельцу телефона достаточно было повторить в sms-сообщении код, который ростовщическая контора прислала на телефон заёмщика. Женщина отослала sms-сообщение с кодом и без проблем получила на банковскую карту матери заказанную сумму. После чего через мобильное приложение «Сбербанк онлайн» с телефона матери она перевела эти деньги на свою карту, затем пошла и потратила их на свои нужды, не заботясь о том, что оставила родную мать один на один с проблемой возвращения кредита. Надо полагать, ростовщики слупили с матери уже не 4000 рублей, а в десять раз больше – все знают, какие грабительские проценты они берут за свои услуги, но их за это никто не накажет. Ведь они, в отличие от непутёвой дочки, действуют исключительно в рамках закона, даже если раздают кредиты направо и налево прямо по телефону. Но мораль к делу не пришьёшь, пусть это будет на совести законодателей, если она у них есть.

Второй случай, о котором сообщили полицейские, тоже имеет свою моральную сторону. Совершил его и в этом случае далеко уже «не мальчик, но муж» 1973 года рождения. В октябре прошлого года он нашёл на дороге сотовый телефон. Будучи навеселе, мужчина принял это за редкую удачу: вставил в найденный телефон свою сим-карту и пользовался находкой до того самого момента, пока его не пригласили в полицейский участок. По-видимому, мужик не знал, что ещё в эру кнопочных «сотиков» правоохранители в сотрудничестве с операторами мобильной связи научились быстро находить похищенные или отжатые у граждан аппараты с помощью базы IMEI – международного идентификатора мобильного оборудования. Вкратце эта система работает так. Каждое мобильное устройство имеет свой уникальный номер. Потерявший телефон или потерпевший могут подать заявление в полицию о розыске телефона. Для этого им нужно предоставить документы на телефон и коробку, в которой телефон был куплен (на ней обычно продублирован IMEI). Полиция связывается с сотовым оператором и вычисляет нового пользователя телефона, как только он его включит. Вот и всё.

Если бы «счастливчик», нашедший телефон, об этом знал, он наверняка не стал бы связываться с находкой. А если бы у него была хоть капля совести, он бы попытался хоть как-то найти настоящего хозяина телефона. Но капли, видимо, не нашлось, а знаний не хватило. Поэтому полиция оформила это дело по части 1 статьи 158 УК РФ: кража.

В ходе судебного разбирательства подсудимый виновным себя не признал, сказал, что «телефон ни у кого из рук не вырывал», просто нашёл, а владелец-растяпа сам виноват. Однако суд счёл, что «позиция подсудимого не свидетельствует о невиновности его в совершённом преступлении, поскольку кража предусматривает изъятие чужого имущества из законного владения и характеризуется прямым умыслом и корыстной целью». Мужчина, имея на руках сотовый телефон потерпевшего, имел реальную возможность установить владельца телефона по фотографиям или телефонным номерам, но не принял мер для возврата телефона владельцу, поэтому его действия квалифицируются как кража, то есть тайное хищение чужого имущества.

Возможно, с юридической точки зрения с позицией суда можно не согласиться, но с моральной стороны всё однозначно: мужик, ты не прав. Мог бы обратиться в газету, а мы бы помогли найти хозяина телефона. Даже если бы не нашли, благородный порыв суд, скорее всего, оценил бы совсем по-другому, и не нужно было бы отрабатывать сейчас 200 часов обязательных работ. Вперёд, как говорится, наука.

Вперёд наука и тем, кто небрежно обращается со своими гаджетами: держите их в надёжном месте, ведь они теперь – ваше второе «я».

КСТАТИ

«Ростелеком» – крупнейший в России провайдер цифровых услуг, посчитал, что в Пермском крае сейчас насчитывается 1,5 млн «электронных» граждан, то есть тех, кто с помощью электронных устройств – компьютеров, планшетов, телефонов – свободно пользуется Интернетом и зарегистрирован на сайте www.gosuslugi.ru.

Сейчас на Едином портале госуслуг самым популярным стал сервис «Запись на приём к врачу». По сведениям «Ростелекома», этой услугой в 2019 году воспользовались свыше 180 тысяч раз, это почти четверть от всех электронных заявлений внутри региона на сайте, развитием которого занимается «Ростелеком» в рамках проекта «Электронное правительство». На втором месте «Получение информации о состоянии индивидуального лицевого счёта в ПФР» (142,5 тыс. заявлений). В предыдущие два года эта услуга занимала первую позицию в рейтинге популярных госуслуг. Третье место у сервиса «Единая запись на приём в подразделение МВД РФ» (62,5 тыс. заявлений), на четвёртом – «Запись в детский сад» (54,5 тыс. заявлений). Замыкает пятёрку самых популярных услуг «Оформление загранпаспорта» (почти 40 тыс. заявлений). Всего с начала года жители края подали на портал госуслуг 750 тыс. заявлений. Это почти в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

56