Меню
12+

«Знамя», общественно-политическая газета Пермского края

22.04.2021 13:09 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 16.04.2021 г.

В борьбе за качество и экономию

Автор: Галина КОРОБОВА

В России 21 апреля отмечался День местного самоуправления

Как мы уже не раз отмечали в нашей газете, ушло в прошлое время, когда по объективным причинам затягивалась процедура определения подрядчика на те или иные работы, вследствие чего уходило драгоценное время непосредственно на само их выполнение. Сейчас ситуация иная. Уже в конце года составляется план – график закупок, готовится документация на конкурсные процедуры, в начале года проводятся непосредственно сами процедуры, определяются подрядчики, заключаются контракты, и начинается то, ради чего всё это делается – закупается, строится, ремонтируется. И проводит эту большую, кропотливую работу отдел муниципальных закупок управления делами администрации Ильинского городского округа.

В отделе трудятся три милых, хрупких девушки, которые на самом деле настоящие бойцы невидимого фронта, если представить, какую борьбу они ведут на рынке услуг за качество и экономию средств. Возглавляет отдел начальник с высшим экономическим образованием О.С. Долинина (на снимке справа). Оксана Сергеевна окончила Московский финансовый университет, в администрации начала работать с 2016 года в отделе экономики. Консультант Анастасия Викторовна Чижова (на снимке в…) и главный специалист Анастасия Васильевна Соловьёва тоже имеют высшее образование.

Закупка экскаватора для муниципальных нужд оказалась непростой: поставщик пытался «впарить» заказчику более дешёвый товар, но в итоге ему пришлось заменить его и в полной мере выполнить условия контракта.

– Оксана Сергеевна, от работы вашего отдела, насколько я понимаю, зависит буквально всё: чем быстрее и успешнее вы найдёте поставщиков на товары и услуги, тем быстрее будут решаться проблемы у нас в округе. Это вообще сложно? Просветите нас немного в вопросе закупок.

– Да, ответственность на нас лежит большая. Мы это осознаём и стараемся максимально эффективно выполнять свою работу. Администрация округа – это структура, финансируемая из бюджета, поэтому согласно федеральному законодательству мы обязаны проводить конкурсные процедуры на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, финансирование которых производится из средств федерального, регионального и местного бюджетов. Все закупочные мероприятия проводятся основными видами процедур – конкурентными и неконкурентными. Под конкурентными понимаются такие процедуры, в ходе которых исполнителя определяют путём выбора из неограниченного круга лиц на основании предложенной ими цены и соответствия установленным требованиям. Конкурентные закупки в свою очередь проводятся в виде конкурса, аукциона, запроса котировок и запроса предложений.

Конкурс проводится чаще всего открытым типом среди широкого круга исполнителей или подрядчиков, но таким способом мы осуществляем не так много закупок, только в особых случаях. Например, для определения подрядчика на реставрацию объекта культурного наследия «Дом общественного собрания», заказчиком которого является Управление развития инфраструктуры администрации округа. Победителем конкурса с ограниченным участием в электронной форме определён ООО «Пермстроймет+».

Путём открытого конкурса и конкурса с ограниченным участием в электронной форме мы ищем исполнителя на проведение комплексных кадастровых работ заказчику – Управлению земельных и имущественных отношений, и Управлению образования – на предоставление услуг по организации отдыха и оздоровления детей – получателей социальных услуг.

Аукцион же проводится с целью определения максимально выгодного предложения по стоимости контракта. Заказчики определяют объём необходимых услуг, требований и начальную максимальную цену, участники подают предложения и обязуются оказать весь объём услуг за меньшие деньги. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену и соответствующий установленным требованиям. Посредством аукциона мы находим подрядчиков на ремонт школ, детских садов, дорог, благоустройство территорий, площадок для сбора твёрдых коммунальных отходов и организацию питания в школах, или вот конкретно на поставку и монтаж водогрейного твёрдотопливного котла Квр-1,5 в котельную с. Сретенского, заказчиком которого выступает МКУ «Управление ЖКХ и благоустройства».

Процедура запроса котировок является самой короткой по длительности и проводится чаще всего в тех случаях, когда необходимо провести закупку в максимально короткие сроки, но она ограничивает возможность изменения условий выполнения работ, возникающих на этапе исполнения контракта, поэтому применяется заказчиками крайне редко.

Способ проведения закупочных мероприятий путём запроса предложений используется в первую очередь для того, чтобы определить конкурентное состояние рынка в том или ином секторе, а также для проведения закупки в том случае, если ни одна из проведённых ранее закупочных процедур не состоялась. В случае с запросом предложений, так же как и в случае с конкурсом, победителем будет признан тот участник, который предложил максимально выгодные условия по исполнению контракта как по цене, так и по качеству выполнения взятых на себя обязательств.

А вот контрактов, заключённых путём неконкурентного, или прямого способа определения подрядчика, больше, чем всех других. В этом случае закупка проводится заказчиком с одним определённым исполнителем, минуя конкурентную процедуру, и её стоимость не должна превышать 600 тыс. рублей. Например, такие контракты заключаются на поставку компьютерного оборудования, офисной мебели, оказания услуг по обслуживанию зданий, по техническому сопровождению сайтов и многим другим видам товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.

– Как непосредственно происходят электронные торги?

– На этапе подготовки мы занимаемся организацией и планированием предстоящей закупки, формируем конкурсную (единую) комиссию, разрабатываем и утверждаем документацию об электронном аукционе, а также консультируем и сопровождаем заказчиков при формировании закупок. Это общие положения, информационная карта, инструкция по заполнению заявки, обоснование начальной максимальной цены контракта, техническое задание, проект контракта и т.д. Далее следует извещение о проведении электронного аукциона или конкурса, документацию размещаем на zakupki.gov.ru – в Единой информационной системе закупок (ЕИС). При этом электронные процедуры дублируются на одной из восьми федеральных электронных площадок – это сайты в сети Интернет, которую заказчик выбирает при размещении закупки: Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка (ГПБ). Оператор электронной торговой площадки назначает дату проведения торгов. После окончания срока подачи заявок мы начинаем рассматривать потенциальных участников торгов. Победитель определяется по итогам проведённых процедур на основании наименьшего предложения о цене и соответствия требованиям документации закупки. Закупка считается завершённой, когда контракт заключён, все обязательства подрядчиком исполнены, а заказчиком приняты и оплачены.

Кстати, наша работа не секретная, все закупки совершаются открыто. К информации о деятельности отдела, направленной на обеспечение муниципальных нужд, в том числе о способах осуществления закупок и их результатах, имеется свободный доступ. Открытость и прозрачность обеспечиваются, в частности, путём размещения полной и достоверной информации в Единой информационной системе в сфере закупок.

– Каковы основные принципы вашей работы?

– Эффективность и результативность! Муниципальные контракты должны быть заключены на условиях, обеспечивающих наиболее эффективное достижение заданных результатов в обеспечении муниципальных нужд. Уже в этом году мы совершили 95 закупок и заключили 1228 «прямых» контрактов, всего на сумму 219,87 млн рублей – со значительной экономией, которая в ближайшее время будет распределена на ремонт других объектов. А в 2020 году для муниципальных нужд Ильинского городского округа нами проведено 232 закупки и заключено 3517 «прямых» контрактов, всего на сумму 390,31 млн рублей.

В 2020 году для муниципальных нужд Ильинского городского округа проведено 232 закупки и заключено 3517 прямых контрактов на общую сумму 390,31 млн рублей

– Но ведь бывают случаи, когда подрядчик не оправдывает надежд. И вообще, кажется, качество и экономия – вещи трудно совместимые.

– В этом и заключается наша работа – найти компромисс, потому что заявленная высокая цена это не всегда качество, а зачастую и наоборот. Но покупка услуг на рынке – всё равно, что кота в мешке покупать, поэтому мы стараемся сотрудничать с уже проверенными исполнителями и поставщиками. Но, конечно, приходится заниматься и претензионной работой. Не раз мы вынуждены были отказываться от услуг недобросовестных исполнителей, составлять претензии на качество услуг и товара. Чтобы далеко не ходить, в прошлом году путём проведения электронного аукциона приобрели экскаватор, но он не отвечал всем установленным требованиям. Была направлена претензия поставщику, и нам заменили экскаватор за ту же цену, но с улучшенными характеристиками.

Контракт – это далеко не решение всех проблем. В процессе исполнения заказа почти всегда идут нарушения контракта, появляются дополнительные работы и расходы. И даже после выполнения работ подрядчиком, нет гарантии, что не возникнут претензии к его работе. Но на этот счёт есть гарантийный срок, в течение которого исполнитель устраняет свои недостатки.

В итоге хочется добавить, что важность государственных и муниципальных закупок определяется тем, что в настоящее время государство и муниципалитеты являются самыми крупными потребителями товаров и услуг. Речь идёт как о глобальных поставках, например, для нужд обороны страны или космической отрасли, исчисляемых миллиардами рублей, так и об обеспечении функционирования нашего муниципального образования, то есть Ильинского городского округа.

Все закупки, независимо от их масштаба, должны проводиться в строгом соответствии с процедурой, регламентированной законодательством. В настоящее время законодательная база, касающаяся госзакупок, стремительно меняется, поэтому руководители и специалисты должны постоянно отслеживать новации и грамотно применять их на практике, к чему мы тоже стремимся.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

30