Меню
12+

«Знамя», общественно-политическая газета Пермского края

25.03.2021 10:16 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Покупатель должен знать

Автор: Наталия СОРОКИНА

Согласно кодексу Всемирной организации союзов потребителей (Consumer International), каждый потребитель имеет право на информацию, безопасность, осознанный выбор, обратную связь, возмещение ущерба, потребительское образование, удовлетворение базовых потребностей и здоровую окружающую среду.

В России Всемирный день защиты прав потребителя отмечается с 1992 года, когда был принят закон «О защите прав потребителей». Он закрепил потребительские права граждан, а также права и обязанности торгующих или оказывающих услуги организаций. Однако в Роспотребнадзоре с сожалением отмечают, что многие покупатели товаров и услуг до сих пор не имеют представления о своих правах, закреплённых в законах. А ведь они ещё и ежегодно обновляются. Мы собрали информацию лишь о нескольких таких нововведениях, которая, надеемся, будет полезна нашим читателям.

Чек расскажет о покупке

С 1 февраля потребители вправе требовать от продавца в любой торговой точке указание в товарном чеке точного наименования реализованных товаров или услуг. К этому времени предприниматели должны были сменить соответствующие настройки в контрольно-кассовых аппаратах. Ранее бизнесменам, использующим льготные режимы налогообложения, достаточно было указать в фискальном документе позицию: «Товар», «Продукты» или «Услуга». Теперь в чеке должны быть отражены: наименование товара, его количество, цена за единицу расчёта и общая стоимость по позиции.

В магазинах можно фотографировать

С этого года по новым правилам в магазинах покупателя не могут ограничивать в поиске и получении информации в любых формах из любых источников, в том числе путём фотографирования товара. Покупатель на законных основаниях может зафиксировать, например, при помощи камеры мобильного телефона те нарушения, с которыми столкнулся в торговой точке.

Заказал по интернету – требуй договор

Новое правило теперь действует и при покупке товаров в интернет-магазинах. В частности продавец должен предоставить потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи после получения сообщения о заказе того или иного товара. Такое подтверждение должно содержать номер заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.

Товар доставят без тебя

Ещё одно нововведение позволяет передавать приобретенный дистанционно и доставляемый на дом товар не только непосредственно заказчику, а любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа.

Таким образом, родственникам или совместно проживающим с потребителем лицам не требуется предъявление доверенности, паспорта или иных документов. Однако договором могут быть предусмотрены более строгие правила (например, при доставке дорогостоящих товаров).

Вернуть товар можно за счёт продавца

Новые правила розничной торговли допускают, что расходы на возврат товара ненадлежащего качества не всегда несёт потребитель, как было раньше. Так, например, если вам привезли диван, который на второй день использования развалился, вы спокойно можете требовать, чтобы продавец за свой счёт вывез его и обменял на качественный или вернул деньги.

«Жалобную книгу» заменили «горячие линии»

«Дайте жалобную книгу!» – фраза, которая с этого года уйдёт в историю Дело в том, что этот бумажный инструмент, кстати, предназначенный не только для претензий, но также предложений и благодарностей новыми правилами упразднён. Отказ от неё обосновывали возможностью оставить свой отзыв в соцсетях и на иных цифровых сервисах. «Книга отзывов (жалоб) и предложений – это наследие советской плановой экономики. Она многие годы сохранялась как анахронизм на современном потребительском рынке. Однако существовала в последние годы формально, давно утратив полезную функцию действенной коммуникации между покупателем и продавцом, которая когда-то у неё действительно была», – объясняется упразднение «жалобной книги» в сообщении Минпромторга.

КСТАТИ

День защиты прав потребителей ежегодно проводится под определённым девизом. В 2021 году его лозунг «Tackling Plastic Pollution» – «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами. Основной акцент мероприятий этого года направлен на привлечение внимания к глобальной проблеме загрязнения планеты пластиком, которая требует скоординированных международных решений. По некоторым оценкам, к 2050 году в океанах будет больше пластика, чем рыбы, так как ежегодно половину производимых пластмасс составляют одноразовые изделия. Требования статьи 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» закрепляют право потребителя на то, чтобы товар при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации был безопасен не только для жизни и здоровья потребителей, но и для окружающей среды.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

10