Меню
12+

«Знамя», общественно-политическая газета Пермского края

16.07.2020 14:36 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 28 от 10.07.2020 г.

На воде в беде не оставишь

Автор: Виктория ШУМИХИНА

А.Б. Захаров в командной рубке, 2003 год. Фото из личного архива

Всегда интересно слушать рассказ человека, который посвятил жизнь любимому делу. Такие люди рассказывают о своей работе с огоньком в глазах и бережно хранят воспоминания. А повод для беседы был: в прошедшее воскресенье отмечался День работников морского и речного флота.

Анатолий Борисович Захаров с детства мечтал работать на воде. Его отец тоже был капитаном, и поэтому, ещё будучи мальчишкой, он избрал для себя дело всей жизни. «Меня всегда манила вода», – признаётся наш герой. Мечта стала явью в 1973 году.

Путь капитана долог, и начался он с должности с рулевого-моториста сразу по возвращению из армии. Уже после получения образования в г. Тобольске Тюменской области по специальности «Судоводитель» наш герой стал капитаном.

– Начинал в 1973 году в Лёвшино, в порту работал. А здесь, в районе, три навигации ходил на трамвайчике, ПТ-126 по маршруту п. Ильинский – л.п. Октябрьский. Потом на Волге два сезона. После вернулся обратно, отработал в «сетевом» десять лет на катере. Затем уехал на Север и там проработал пятнадцать с лишним лет. Выработал северный стаж и вышел на пенсию. Когда вернулся домой, ещё семь лет ходил на «Энергетике» из «сетевого». Когда теплоход продали, перешёл к Ю.П. Зырянову на катер «Охотник».

– Закончил свою профессиональную деятельность в 2011 году, – вспоминает свой профессиональный путь Анатолий Борисович. – Думаю, если бы «Энергетик» не продали, я бы и сейчас там работал. Тогда мы работали на два района: Добрянский и Ильинский. Возили грузы и рабочих в труднодоступные деревни и сёла. На севере тоже работал на буксировщике, таскали краны и баржи. Потом в последние десять лет я попал за полярный круг, там, на речке Сёяха, мы с командой держали переправу.

Север подарил капитану не только яркие воспоминания, но и множество коллег, общение с которыми переросло в настоящую дружбу. Вместе с Анатолием Борисовичем северные реки покоряли другие ильинские капитаны: Н.Б. Каракулов, Л.Н. Постаногов, С.П. Батюков и П.Л. Поспелов. Каждый год в честь своего профессионального праздника они устраивали вечер воспоминаний. К сожалению, некоторых из них сейчас уже нет в живых.

За 38 лет работы на воде у капитана накопилось множество историй.

Слева направо Н.В. Архипов, В.Е. Калинин, А.Б. Захаров, Н.И. Выголов. Семья ильинских капитанов в профессиональный праздник. Фото из личного архива

– Однажды на «Энергетике» шли с баржей с Добрянки. – вспоминает он. – Налетела гроза, шквальный ветер. Летало всё: вёдра и даже диваны. Один водитель в тот день решил поехать с нами, мол, никогда на реке не был, «давайте с вами прокачусь». Когда волна налетела, машину потащило по барже. Водитель тогда изрядно испугался. Мы судно против ветра развернули и пошли против волны. Где-то с час побултыхались и дальше пошли. Закон такой – все живы, значит, всё в порядке. Я бы что ещё хотел сказать: кто-то работу свою не любит, а я всю жизнь ходил на неё как на праздник. Шторм и шторм, ну и что?

Были в работе капитана и сюрпризы. Однажды на Обве под Ильинском они увидели дрейфующую лодку. Погода была ветреная, поэтому лодку швыряло по волнам из стороны в сторону. Не бросать же судёнышко на произвол судьбы – решили взять «сбежавшее» плавсредство на буксир, а потом вернуть хозяину. Но, подойдя к лодке, команду ждало шокирующее открытие – внутри ребёнок! Продрогший от холода мальчик четырёх-пяти лет сидел на полу в одних плавках. Отогрев и отпоив чаем парнишку, Анатолий узнал, что он играл на берегу под Тупицей, залез в лодку и не заметил, как та сорвалась и поплыла прочь от берега. Когда подошли к месту, указанному ребёнком, речники увидели лежащие на песке вещи. «Ты тут один был?», – спросили они у мальчика. «Нет, вон моя сестрёнка, Катька, телят пасёт», – простодушно ответил мальчишка.

– Другой случай был, – продолжает рассказ капитан. – Мы подходим к Усть-Гаревой. Сильный ветер. Нам навстречу идёт яхта парусная. На наших глазах паруса у неё рвёт, саму посудину мотыляет туда-сюда, а люди на борту руками машут. Оказалось, что мотор у них не работает, попросили оттащить к берегу. Попросили у них фал (верёвку – авт.), подцепили, а она возьми да лопни. Я по новой. Даю им уже свою швартову. Притащили мы их в Добрянку, поставили в заливчик. Оказалось потом, что это врачи пермские кататься поехали. И таких случаев было очень много. На воде в беде не оставишь.

Наверное, неслучайно наш разговор прошёл в месте, где ещё десяток лет назад стоял «Энергетик». Много воспоминаний у Анатолия Борисовича связано с этим судном, и видно, что скучают руки капитана по штурвалу. Пристань ещё хранит свидетельства пребывания теплохода – тот самый столб, к которому он пришвартовывался, прочно стоит по сей день в воде, словно ожидая старого друга.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22