Меню
12+

«Знамя», общественно-политическая газета Пермского края

28.05.2020 10:41 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 15.05.2020 г.

Отец, учитель и друг

Автор: Наталия СОРОКИНА

В жизни каждого встречаются люди, которые оставляют глубокий след в сердце. Для многих наших земляков, выпускников школ таким человеком стал учитель истории и труда Щедров Александр Николаевич. Его не стало 10 апреля, а сердца родных, друзей и знакомых не покидает щемящее чувство невосполнимой утраты. Ему удалось оставить частичку своей души в сердцах тех, кто был любим и дорог.

Он родился в Перми, в семье геологов. После школы поступил на вечернее отделение исторического факультета Пермского государственного университета. Но получение высшего образования – это была лишь одна из целей юноши. Страсть к путешествиям, неудержимое стремление к изобретениям, тяга к плотницкому и столярному мастерству сделали своё дело. Александр Николаевич сумел совместить, казалось бы, несочетаемые вещи и воплотить свои мечты в реальность.

В Ильинский район, а именно в г. Чёрмоз, он приехал в 1970 году учителем истории. Но это было лишь его основным местом работы. Главное – в своих учениках он нашёл единомышленников и помощников. Он заразил их духом романтики, и вместе они начали мастерить суда, выходить в Камское море.

В 1975 году он перебирается в п. Ильинский, сначала в районо, а затем в 1978 году в Ильинскую среднюю школу. Именно здесь он сумел воплотить свои идеи в жизнь. Здесь он создал свою большую семью, здесь появилось его детище – туристический клуб «Кама», здесь он вырос до «Отличника народного просвещения».

Капитан семейного корабля

Хотя был он человеком многогранным, неординарным, ярким, главным в его жизни была семья. Как говорит его жена Татьяна Валентиновна, семья для него – это всё. Создание семьи и продолжение рода он считал одной из священных задач. Ведь не зря же говорится, что дважды умирает тот человек, который не оставляет после себя потомков: один раз сам, второй раз – в своём роду. Может быть, поэтому у Александра Николаевича 4 сына и 4 дочери. И никого он не обделил своим вниманием, в каждого вложил долю отцовского воспитания. Он был твёрдо убеждён, что семья – это единая команда, как на корабле, и крыс, бегущих с палубы во время трудностей, быть не должно. Так оно и было. Роль капитана на этом большом корабле он со всей ответственностью оставил за собой. Каждый новый учебный год ставилась цель, и вся семья была подчинена её достижению. Но каждому ставилась не просто задача. Отец обязательно продумывал и своё место, и свои действия на пути её достижения, потому что умение преодолевать себя он считал главным качеством человека. Это воспитывал и в детях, научил этому жену. Он всегда был рядом. Собственным примером, уверенностью и верой в собственные силы задавал ритм жизни семьи. Как море состоит из капель, а луг – из множества травинок, так и его жизнь была украшена терпением и размышлениями о том, как же заинтересовать детей, побудить к достижению целей. Он учил не бояться трудностей, уметь отвечать за свои поступки. Он стал для них не просто родителем, но и учителем, и другом, и советчиком, которому можно довериться, рассказать обо всём. Он сумел сделать так, что их дом был наполнен атмосферой, где царила любовь к чтению, к искусству, и полное взаимоуважение. Не случайно им с супругой была вручена медаль «За любовь и верность».

Теперь, когда у каждого из детей свои семьи и в них 17 внуков, уже смело можно утверждать, что с ролю капитана корабля он справился. И корабль не будет пришвартован в бухте, потому что есть кому взять на себя штурвал фрегата «Щедровы».

Он продолжает жить в учениках

Вся его жизнь была связана со школой. Он преподавал историю, немного географию, труды. И это всё оттуда, из детства, из молодости: умение мастерить руками, тяга к декоративно-прикладному творчеству не остались просто как хобби, а пригодились в профессиональной деятельности. Преподавая, он разработал собственную программу по технологии, защитился на высшую квалификационную категорию. Вместе с ребятами он проводил в мастерских большую часть своей жизни. Многим он привил любовь и умение работать с деревом, для некоторых это стало делом жизни. Но это не было для него самоцелью. Для Александра Николаевича, как и в воспитании собственных детей, в школе главным оставался девиз «Не навреди», то есть не ломай, не переделывай ребёнка, веди по жизни таким, какой он есть. Только помогай делать правильный выбор, направляй в его развитии. К каждому ученику он умел находить особый подход, отыскивал из тысячи единственный правильный ключик к сердцу ребёнка.

Ученики о своём учителе:

«Он был для меня самым значимым человеком, определившим главное в моей жизни. Меня восхищали его острый ум и неординарность, подкупала его искренность и теплота, щедрость на похвалу, его способность помочь человеку самому осознать свои промахи и ошибки. Бывало, усмехнётся, скажет многозначительно: «Ну-ну!» И ты сам начинаешь бешено соображать и анализировать свои поступки и с двойным рвением принимаешься за работу. В этом и был его педагогический талант – способность вытаскивать из человека лучшее, пробуждать в нём чувство самоуважения и желание к самосовершенствованию. Всё это помогало нам, его ученикам, состояться как личности и уверенно идти по жизни, сохраняя и передавая то, чему сами научились у Александра Николаевича. Низкий ему за это поклон.»

Надежда Михайловна Боброва (Пермякова), преподаватель Пермского научно-технического университета

Большая жизнь маленькой страны

Ещё одной страстью Щедрова был водный туризм. Именно он привёз эту идею в район, заразил ей немало коллег и, конечно, детей. В 1976 году под его руководством рождается туристический клуб «Кама».

Его клуб – это целая страна. На его традициях выросло не одно поколение детей. Здесь получали знания и практические навыки взрослых профессий, просто учились дружить, уважать и ценить друг друга, здесь происходило становление личностей. Тому подтверждение – один из негласных принципов клуба: в походах не бывает троечников или хорошистов, в походе ты или отличник, или не наш. Каждый, кто уважает своих спутников, не должен быть для них обузой, а потому должен знать и уметь всё, что знают и умеют они.

Камовцы готовились к очередному походу весь год. Строились катамараны, совершенствовались туристические знания и навыки, выстраивались отношения в команде. Учитель вносил в сознание детей, что такое любовь к природе, что такое ответственность за свои поступки, важность физической и духовной силы. С наступлением лета – долгожданные походы и сплавы. Это была огромнейшая ответственность, и прежде всего за безопасность детей. При этом авторитет учителя не позволял родителям ни на секунду усомниться в его компетентности. Они были уверены, что их руководитель навредить детям не сможет никогда. Они доверяли ему абсолютно.

А там, в походах, пацаны и девчонки учились самостоятельной жизни, учились принимать решения. Там формировались их взгляды на жизнь. И в том огромная заслуга Александра Николаевича, когда в подобных условиях очень тонко и ненавязчиво он помогал ребёнку понять самого себя, учил никогда не идти против совести. Это был ещё один постулат учителя. Как сказал один из его бывших воспитанников, впоследствии ставший близким другом семьи, «он просто учил быть Человеком. Человеком честным, благородным, трудолюбивым, целеустремлённым, учил мужественно переносить тяготы и невзгоды».

Учил не на словах

Учил Александр Николаевич на собственном примере. Да чего говорить, даже в последние годы, находясь в тяжёлой болезни, он не озлобился, не ныл, мужественно, с улыбкой переживал страдания и боль. А своё благодарное отношение к людям он пронёс через всю свою жизнь. Лишним подтверждением тому служит тот факт, что он не потерял связь со своими наставниками. Александр Николаевич до последних дней звонил, навещал своих учителей биологии и директора школы, которым довелось пережить своего ученика.

Да, годы жизни промелькнули, как перелётные птицы. И многие воспоминания меркнут, как старые фотографии, но память и добрые дела капитана – заботливого отца и мужа, яркого учителя, мудрого наставника, надёжного друга, доброго товарища – будут жить долго в делах и поступках тех, кого он любил, ценил и уважал.

Ученики о своём учителе

«Что в моей жизни Александр Николаевич? Это прежде всего преподаватель, обладающий энциклопедическими знаниями, острым умом, замечательным чувством юмора. С ним всегда было интересно, и он сам для нас всегда был интересен. Он учил нас прежде всего думать, размышлять. В каждом своём ученике видел личность, которая достойна уважения. Нам казалось, что для него нет ничего невозможного! Он обладал огромным жизнелюбием, умением заинтересовать, поверить в себя. Сейчас я понимаю, что львиную долю своих сил, времени он отдавал нам, своим ученикам. Какие только конкурсы и развлечения для нас, детей, он не придумывал в новогодние посиделки! Я не знаю человека, который был бы настолько ярок и интересен. Для нас он всегда Учитель с большой буквы. Частичка его души останется в нас всегда. Наверное, все мы были бы немножко другими, если бы на нашем жизненном пути не встретился Щедров. И он продолжает жить в нас, своих учениках.»

Галина Александровна Плотникова (Удавихина), учитель информатики Пермского Суворовского военного училища

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

64