Меню
12+

«Знамя», общественно-политическая газета Пермского края

15.05.2020 10:00 Пятница
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Джульетта в комбинезоне

В годы Великой Отечественной войны был такой необыкновенный полк – 46-й гвардейский, Таманский, дважды орденоносный полк ночных бомбардировщиков, летавший на самолётах По-2. В этом полку мужчин не было. От техника до командира полка – все только женщины. В основном девочки от 17 до 22 лет.

Невольно задумываешься, был ли во всей нашей авиации другой полк, который за три года боёв сумел бы сделать 24 тысячи боевых вылетов, в котором 25 лётчикам и штурманам было присвоено звание Героя Советского Союза и впоследствии Героя России? Нет, такого полка больше не было, тем более женского – не было точно!

Лётчики, которые в него пришли, были яркими личностями, с высоким мастерством пилотирования. А штурманами стали в основном студентки вузов – математики, физики, историки, уже проявившие способность к науке и пожертвовавшие ею, чтобы помочь Родине.

Полк прошёл с боями от Донбасса через Сальские степи и предгорья Кавказа через Кубань и Крым с наступающими фронтами, Белоруссию и Польшу, дошёл до Восточной Пруссии, Германии и окончил войну севернее Берлина.

Фашисты называли их «ночными ведьмами», французские лётчики легендарного авиаполка «Нормандия – Неман» галантно – «прелестными колдуньями», наши бойцы и командиры – «добрыми феями» и «небесными ангелами».

В этом полку прошли всю войну десять студенток Московского государственного университета. Две из них погибли, пяти присвоено звание Героя Советского Союза…

Одна из этих студенток – Гашева Руфина Сергеевна. Она была студенткой второго курса мехмата Московского университета, когда началась война. В октябре 1941 года Гашева добилась назначения в полк лёгких ночных бомбардировщиков. В 1942 году окончила курсы штурманов при Энгельсской военной авиационной школе пилотов. С мая 1942 года в действующей армии.

В письме домой Руфа пишет: «Мамочка, ты не волнуйся, пожалуйста. У меня есть меховые чулки, комбинезон на меху и перчатки. Кушаю хорошо». И ни слова об опасных испытаниях. Вот как вспоминает о ней начальник штаба полка Ирина Ракобольская: «Руфа – тихая, спокойная девушка. Она в нашем полку перенесла больше всех: дважды попадала в аварию, дважды её сбивали, и это ничуть не меняло её облик. Она говорила про себя: «У меня чувство страха запаздывает».

Первый боевой вылет Руфы состоялся 20 июля 1942 года. Каждый такой полёт лёгкого учебного самолёта, прозванного «кукурузником», был связан для экипажа со смертельной опасностью. Но Руфина была уверена в своих боевых подругах.

Экипаж Гашевой – Санфировой стал одним из лучших в полку. Постепенно их повышали в должностях, пока Ольга не стала командиром, а Руфа – штурманом эскадрильи. В ночь на 1 мая 1943 года их сбили в районе Крымской. Ольге удалось посадить самолёт, но на вражеской территории. Двое суток пробирались они через линию фронта. Спасло их то, что недалеко были плавни: болото и камыши, в них они прятались от немцев. Нашли они эти плавни по кваканью лягушек. В день рождения Санфировой – 2 мая – Руфа подарила ей четыре семечка подсолнуха, которые завалялись в кармане… Позднее, в литературном журнале 2-й эскадрильи, Руфа напишет: «Только теперь я не могу равнодушно переносить кваканье лягушек. Невольно наворачиваются слёзы умиления и благодарности. Кому как, конечно, но мне лягушачья песня дороже соловьиной трели…»

В марте 1944 года в полк прилетел писатель Борис Ласкин. Он писал пьесу о женщинах на войне. Ну и хотел повидать всё своими глазами. В его записках, которые были опубликованы его женой после смерти писателя, есть и такие строчки: «Московские хорошие девушки, смотрите на Руфину Гашеву. У этой девушки есть чему поучиться. Когда я услышу о силе человеческого духа, я обязательно вспомню об этой московской девушке, прямо из аудитории университета ушедшей на фронт. Попробуйте себе представить Джульетту в комбинезоне. Пусть она наденет унты, шлем, перчатки. Пусть подпояшется ремнём с кобурой. Произойдёт чудо – возникнет военный лётчик, но при этом не исчезнет Джульетта. Это не парадоксальное сравнение. Это именно так. Тихая, очень поэтичная, ясноглазая – вот какова эта девушка с именем Руфина».

Большая семья ильинского священника Николая Гашева. Пятилетняя Руфина стоит в центре у ног своего отца Сергея. Слева от них мама Зоя. Фотоархив ИРКМ.jpg

В перерывах между полётами Руфина, как и все девушки полка, вспоминала дом, мечтала о встрече с мамой. Всплывали в памяти детские годы: небольшой уютный дворик в Перми, где они когда-то жили на улице Коммунистической. Народу было много, но жили дружно. Не забыла она и село Ильинское, реку Обву, где в детстве некоторое время жила в большой семье своего деда, отца Николая, священника Ильинской церкви…

Короткий отдых, и вновь очередной вылет. Ночами. В непогоду. То при ветре, то при снегопаде.

Из воспоминаний Руфины Гашевой: «Мы с Лёлей Санфировой, уже сделав два вылета, летели в третий. Это был мой 813-й вылет… Лёля взяла курс домой, когда я увидела, что загорелось правое крыло. Огонь быстро расползался в стороны, приближаясь к кабине. Больше медлить было нельзя, и я слышу Олин голос: «Руфа, быстрей вылезай, прыгай!..» Обеими ногами я встала на крыло, и меня сдуло струёй воздуха. Падая, дёрнула за кольцо. Парашют почему-то не раскрылся, я камнем понеслась в чёрную пропасть. Собрав последние силы, я ещё раз рванула трос. Меня сильно тряхнуло, и надо мной раскрылся белый купол». Руфине «повезло» –приземлилась на противотанковые мины, а Ольга – на противопехотные… Лётчице Ольге Санфировой было в ту пору 27 лет, её штурману-бомбардиру Руфине Гашевой – 23.

Из лётной книжки штурмана Р.С. Гашевой: «За время службы в 46-м Таманском ордена Красного Знамени и ордена Суворова третьей степени гвардейском полку… совершила 1221 полёт, что составило 1406 часов 50 минут. Ночных полётов 996 – 1234 часа 30 минут, из них боевых 848 – 1149 часов 10 минут. Сбросила 102100 килограммов бомб (102 тонны) и 297 пачек листовок. Эффективность – 88 очагов пожаров, 196 взрывов большой силы, 6 сильных взрывов с пожарами».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Руфине Гашевой было присвоено звание Героя Советского Союза.

Так случилось, что для Руфины Сергеевны мирная жизнь началась с командировок. Сначала София – международный конгресс женщин-славянок. Потом конгресс в Лондоне. Фестиваль молодёжи и студентов в Москве. После войны окончила Военный институт иностранных языков, стала переводчиком. Вышла замуж. Вырастила и воспитала сына и дочь.

Т. ТЮЗЮЛЬБАЕВА, зав. отделом Ильинского районного краеведческого музея

Наша справка

Руфина Сергеевна Гашева родилась 14 октября 1921 года в селе Верхнечусовские Городки Пермского уезда Пермской губернии. В Москву семья переехала в 1930 году, там Руфина окончила школу, вступила в комсомол, обучалась в школе снайперов. «За 848 боевых вылетов я не получила ни одной царапины, если не считать синяка от пули зенитного пулемёта, попавшей в металлическую перекладину моего сиденья… Хотя из оставшихся в живых я в полку была самая невезучая. Две аварии самолёта, два раза вместе со своей лётчицей была сбита над территорией противника", – вспоминала она после войны.

Работала старшим преподавателем английского языка в Военной академии бронетанковых войск. С 1956 года вышла в запас в звании майора. Занимала должность старшего контрольного редактора в издательстве Минобороны СССР, участвовала в патриотическом воспитании молодёжи. Скончалась 1 мая 2012 года, похоронена на Востряковском кладбище в Москве.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

188